Главная > Сочинения и изложения >

         
            Восхождение. Часть 1.


       …путь к началу Пути…

       Мы все хотим развиваться, но в какие муки и сроки выливается порой поиск того самого «направления движения» – поиск своего пути!
        Мы ищем и находим духовные технологии решения каждодневных задач и заходим в тупик, ощущая их «результативную» ущербность, придумываем цели, которые уже несут в себе опыт разочарования предыдущих поколений.
        Начинать свой поиск можно по-разному, но проще с попытки ответить на вопрос «Кто я?», то есть с попытки осознания своих истоков и начал. Чтобы понять, куда идти, надо понимать, «кто ты», «откуда вышел» и «как» преодолеваешь намеченное «расстояние».

        Нельзя измерить расстояние пройденного пути, не понимая, откуда пошел: нужна черта, точка отсчета, «старт».
        Попробуй определить, где ты находишься на сегодняшний день. Если по двум из трех позиций: семья, работа, здоровье – у тебя все хорошо, ты вряд ли примешь то, что будет изложено ниже. Если же ты все-таки найдешь в себе «спокойный» мотив к приложению усилий, отчерти на своём жизненном пути полоску и нарисуй нуль.
       
        Этот мотив не обязательно осознавать и тем более не обязательно формулировать, но его обязательно ощущать; пусть это просто непроходящая маета, маета на фоне успешно решаемых (или не решаемых) материальных проблем и нерешённых духовных задач.

        Духовная ПРОБЛЕМА сначала должна быть трансформирована в ЗАДАЧУ, для решения которой подбирается ТЕХНОЛОГИЯ, приводящая к РЕЗУЛЬТАТУ, который, в свою очередь, должен встраиваться в выбранную СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ.
        Выбор стратегии определяется «происхождением» человека.
        Если исходить из того, что человек – это всего лишь высокоразвитое животное, то стратегически нужно стараться и дальше это животное развивать, если же человек есть часть изначального Творения, то правильным было бы брать за основу не животное начало, а его желание познать своего Творца.
        Стратегически, это всегда ВОСХОЖДЕНИЕ.
       
        Но сначала проблемы, проблемы, проблемы…
        Пока проблема существует для вас именно как ПРОБЛЕМА и вы относитесь к ней как к проблеме, сделать с ней ничего невозможно. Необходимо изменить отношение и проблему трансформировать в ЗАДАЧУ, а задачу уже можно решать.
        Изменение отношения к проблеме означает изменение подхода к рассмотрению ситуации, обстоятельств или людей, которые эту проблему олицетворяют или в себе несут. Вопросы «Почему возникла эта ситуация?», или «За что я попал в эти обстоятельства?», или «Как же так случилось, что я общаюсь с одними мерзавцами?» относятся к оценочному отношению, которое скрывает ваше недовольство, тревогу и печаль. Изменение отношения требует другого вопроса, в котором нет оценки, но есть пытливость и желание разобраться с происходящим. Это вопрос «Для чего?».
        За любой духовной проблемой стоит противостояние – конфликт вариантов поведения, возникший из-за необходимости «свободно» выбирать в той или иной ситуации. Чтобы выбрать, надо дать оценку в категориях «плохо – хорошо», которая всегда будет соотноситься с чем-то «общепринятым».
        Когда мы делаем то, что не соответствует субъективному «добру», нам становится страшно (или стыдно), когда мы делаем то, что соответствует субъективному «злу», становится стыдно (или страшно). Страх несоответствия «добру» и стыд соответствия «злу» на достаточно глубинном уровне полностью или частично блокирует наше поведение, ну или как минимум делает его неполноценным.
        Чтобы проблема перестала быть таковой, чтобы появилась возможность трансформировать её в задачу, необходимо вывести сознание из ситуации противостояния и вместо наклеивания «ярлыков» типа «помогает – мешает» или «хороший – плохой» задаться пытливым отношением к происходящему через вопрос «Для чего?».
        «Для чего?» возникла эта ситуация, «Для чего?» длятся эти обстоятельства и «Для чего?» ко мне подошел тот или иной человек. Этот вопрос позволяет увидеть «смыслы» возникновения ситуаций, смыслы пребывания в обстоятельствах, смыслы подхода к вам различных людей. (Сноска)
       
        Упражнение 1,2,4.
       
       Появление «смыслов» переводит всё происходящее вокруг из череды стимулирующих и довлеющих обстоятельств нашей жизни в Условия нашего обучения и развития.
        Условия складываются вокруг нас по принципу «подобное притягивает подобное», являясь точным отражением того набора качеств, которым в реальной жизни задается наше поведение. Мы буквально притягиваем в свою жизнь все то, что позволяет нам обратить внимание на ту или иную духовную проблему, указывает на внутренние содержания или качество, которыми мы преимущественно определяемся.
        Наши представления «о самих себе» лукавы и ограниченны. Мы можем увидеть лишь то, что способны в себе рассмотреть и узнать. И если мы похотливы, нами движет только алчность или обуяло тщеславие, то нет никаких шансов распознать в себе это тщеславие, ту же алчность и похоть. Но на всё это нам будут буквально «указывать» Условия путем возникновения в нашей жизни (притягиванием в неё) соответствующих по характеру ситуаций, обстоятельств или подходов определенных людей.
        (Сноска: указания к выполнению упражнений в процессе ознакомления с текстом изложения являются субъективной рекомендацией и не являются обязательными).
        Иными словами, только Условия и способны указать на те наши внутренние содержания, которые в ближайшее время лягут в основу проблемных ситуаций, конфликтов, а иногда и болезней. Таким образом, Условия не бывают ни плохими, ни хорошими, они всегда такие, какие есть и ровно такие, какие нам нужны.
        Задаваясь вопросом «Для чего?», мы трансформируем (конечно же, отчасти) нашу жизнь в Условия нашего обучения.
        Но как отвечать на этот главный вопрос мироздания? Как работать с Условиями? Или как Условия «работают» с нами? Через что и как Условия с нами говорят:
        1) через нашу реакцию на ситуацию, обстоятельства или конкретного человека. Возникает ситуация как часть Условий, на которую мы реагируем, скажем, гневным отпором: ситуация подсказала нам, что на данный момент ваше поведение преимущественно определяется гневом. Ещё пример: шли домой и шарахнулись от собственной тени в подворотне – определяемся страхом, или увидели красивого человека в костюме, на машине, с девушкой-моделью и аж в груди сдавило – завистью, т. е. через различные реакции на ту или иную ситуацию либо человека мы понимаем, каким качеством на данный момент времени мы определяемся и, соответственно, над каким качеством надо работать;
        2) через наше планируемое поведение. Мы существуем в обстоятельствах как части Условий, которые нас гнетут, и мы планируем как-то из них выйти. Варианты выхода: а) кого-нибудь покалечить; б) плюнуть на всё; в) всех обмануть – эти варианты поведения задаются, соответственно, либо агрессией, либо унынием, либо апатией и хитростью, то есть через то, на каком варианте поведения мы останавливаемся, таким качеством на данный момент и задается наше поведение;
        3) через «зеркало». Подходит человек как часть Условий, в котором мы как в зеркале видим то духовное содержание, которое для нас на данный момент является актуальным. Мы видим: а) человек рвётся к власти – видим наше (!) властолюбие; б) он жаден до невозможности – показывает нашу (!) алчность; в) ни одной юбки мимо не пропустит – мы видим нашу (!) похотливость. Мы видим только то, что можем в себе узнать, – этими качествами и надо заниматься.
        Вывод: Условия всегда «создаются» для нас, поэтому и ответ на вопрос «Для чего?» всегда внутри нас самих.
        Все ситуации в нашу жизнь мы притягиваем сами, и они, по сути, есть только жизненные «предложения», которые отражают наш «спрос». Задавая «предложениям» вопрос «Для чего?», мы приходим к пониманию того, «чем» в себе это предложение спровоцировали, чем его притянули.
       
        Упражнения 1, 4.
       
        Далее: мы ответили на вопрос «Для чего?» и через взаимодействие с Условиями выявили то качество, которым на данный момент определяемся, например, гордыня, с которой надо что-то делать.
        Возникает два момента: первый – как подбирать технологию для работы с этим качеством, и второй – что делать с качеством, если это не очевидная гордыня, или агрессия, или страх, а переживание от некрасивого поступка в адрес своего друга. Иными словами, как выбирать, с каким качеством работать, а какое не трогать?
        Но сначала про подбор ТЕХНОЛОГИИ.
        Все рецепты избавления, основанные на социальных, культурных и религиозных традициях, исходят из греховного или безнравственного характера подобных проявлений и предлагают поступать с ними с осуждающим отношением и карающим образом. Осуждать приходится, конечно же, себя, за то, что мы такие слабые и никчемные, поддались этому нехорошему качеству и пошли у него на поводу. Далее следует предложение: «гордыню осудить», а затем её надо победить, заглушить, утоптать, не дать «поднять голову», отвергнуть, отбросить, «раскаяться» в ней и окончательно «замолить». По сути, все эти приёмы связаны «с убиванием в себе» того или иного качества. Беда в том, что ещё ни разу, никому и никогда эти приёмы до конца не помогли. Рано или поздно «побежденное» таким образом качество проявляется вновь и, как правило, с большей силой.
        Предлагается это качество – освободить.
        Сама идея Освобождения «чего-то» из себя не нова, и её в разных интерпретациях можно обнаружить в ряде источников.
        Отработанная нами схема достаточно проста, состоит из трех этапов и выглядит следующим образом:
        – этап первый: обособление качества, или возникновение дистанции.
        Что представляет собой это наше качество? По сути, это и есть мы, только в той ситуации и в тот конкретный момент времени, когда мы этим качеством определяемся.
        Для того чтобы от качества освободиться, надо для начала перестать этим качеством определяться целиком. Между вами и вами в определённом качестве должен возникнуть сначала зазор, а затем дистанция – это тонкий момент.
        Когда вы определяетесь тем или иным качеством, у вас, как правило, появляется характерная манера поведения: специфические движения, жесты, отличное от обычного состояния звучание голоса, другой тембр, ритм речи – это всё имеет отношение больше к выражению вашего качества, чем к вам. Между вами и вами в определённом качестве нельзя ставить знак равенства, – вас нужно разделить. Можно попробовать представить себя как бы со стороны, в тот момент, когда вы «загордились», или «чего-то испугались», или «безучастно пожалели кого-то». Постарайтесь вспомнить соответствующие этим состояниям специфические жесты или движения, слишком резкие или, наоборот, замедленные положения тела, наклоны головы, взмахи руками. Вспомните интонации речи, тот «голос» должен звучать в вас, вы можете его слышать, но вы должны перестать этим голосом разговаривать. В результате должен сложиться его, качества, образ, который от вас отстоит. Ещё раз: это вы же, но в определённом качестве: вы горделивый, или вы в испуге, или вы в сострадании.
        Обязательно включите свою фантазию! Оденьте свой образ как-нибудь специально или даже вычурно, подчеркивая его суть, и поместите в соответствующую обстановку. Например, вы в гордыне: на вас очень дорогой костюм, но почему-то с явно короткими брюками, вы стоите на высокой трибуне и что-то вещаете; или вы в страхе, согнувшись, в каких-то обносках, куда-то крадетесь по тёмным переулкам; или вы в грязной, убогой квартире, в сатиновых трусах и майке-алкоголичке в порыве сострадания бьётесь головой о стену.
        Вы в этом качестве – это и есть образ вашего качества: вашей гордыни, вашего страха, вашего никчёмного сострадания.
        Пока вы этот образ складываете, ни в коем случае не осуждайте его, т. е. не осуждайте себя в этом качестве. Единственно допустимое, кроме рабочего, отношение к такого рода образам – это ирония, причём ирония добрая, и только потому, что «осмеянное не может быть великим».
        Если такой образ сложился, то есть он двигается, говорит и действует как вы, и при этом вы его видите или хотя бы слышите – это означает, что между вами появился зазор и вы уже не есть он.
        Если с данным качеством «все запущено», желательно сделать так, чтобы зазор между вами превратился в дистанцию. Образу можно задать пару вопросов. Странным будет не то, что вы начинаете задавать вопросы вашему же образу, то есть самому себе в определенном качестве, а то, что он начнёт на них реагировать. Первый же ответ (не обязательно словом, может, жестом, кивком головы) будет говорить о том, что дистанция складывается, что вы перестали целиком определяться тем или иным качеством, и оно, пусть частично, но потеряло для вас свою актуальность. Первый шаг к освобождению сделан.
        – этап второй: локализация.
        Для того чтобы вы могли освободить ваш образ (качество, которое вас беспокоит), вам надо понимать, откуда вы его будете освобождать, куда и как? Для начала: образ не должен по вам «блуждать», беспокоя мысли и тревожа душу, его надо определить (локализовать) в какое-нибудь место или «помещение».
        Если рассматривать вариант «помещения», то это виртуальная комната, которую вы сами должны создать в своём воображении и расположить примерно на уровне грудной клетки – солнечного сплетения – между сосков, как раз в том месте, которое у нас задействовано во всех Упражнениях, то есть в том месте, через которое мы дышим, – это Яр.
        Это небольшая комната невнятного размера, без дверей и без окон, с невысокими, гнетущими потолками и с тусклым светом непонятного происхождения, очень неуютная; без мебели, с простыми деталями обстановки. Какие полы, какие стены, какой потолок – придумывайте сами. Комната должна быть «обжита» вами: вы должны понимать, «куда» вы тот или иной образ помещаете.
        У кого есть опыт посещения милицейских изоляторов, берите смело за основу, у кого нет, для начала пойдут детские чуланы или юношеские подвалы; кто-то успешно представляет захламленный офис. Но в этой комнате должно быть очень нехорошо, и там, где нехорошо, по вашему «приговору» отбывают незаслуженное наказание все те качества и содержания, которые вы в себе взрастили, сохранили и удерживаете. По сути, они уже там, только вы это только сейчас для себя формулируете.
        После того, как комната готова, а на это надо потратить время, остаётся только переместить туда то содержание, с которым вы на данный момент работаете. Например, вас «в дорогом костюме с короткими брюками», а если быть точным, вашу гордыню, надо стащить с трибуны и отправить в эту комнату. Туда же на цыпочках можно препроводить и ваш страх, а для вашего сострадания даже ничего менять не нужно, из одной загаженной комнаты пускай переезжает в другую.
        С образом, когда он перестаёт бродить по вашему сознанию и оказывается в созданной вами комнате, происходят всякого рода метаморфозы. Вместо высокомерного оратора в вашей комнате может оказаться надутая жаба, которая, теребя лапками, не может достать до пола, крадущийся человек может превратиться в хищную, всё запрещающую сущность, а сострадатель – в откровенно лубочного дурака.
        Помните главное и все время держите в фокусе своего внимания, когда перемещаете «объект» в созданное вами помещение: вы должны собрать в себе и перенести туда не просто «образ-картинку» и не ряженую куклу, а некий объем себя, то есть часть себя, которая определяется тем или иным качеством; в некотором смысле в эту комнату вы отправляетесь сами, но «не весь», а вы-гордец, вы-трус или вы – ни на что не способный сопливый переживальщик; не упускайте этого!
        В каком бы новом виде это перемещенное качество ни предстало бы перед вами, критично важно не опускаться до его осуждения! Если вы сохраните к нему оценочное отношение, оно никуда «не уйдет». Оценка – это крючок на резинке, который в нас все возвращает;
        – этап третий – освобождение.
        Когда стало понятно, кого надо освобождать и откуда, остаётся ответить на вопросы «Куда и как?».
       
        Упражнения №5 и 7.
       
        Вся технология Освобождения основывается на выполнении этих двух упражнений, с некоторыми содержательными дополнениями.
        Освобождение – это действие в адрес вашего «заключённого». С проявленным (обособленным) и локализованным качеством «обсуждать» уже нечего, ему нужно предложить выйти. Варианта «его» ухода два:
        - первый – «вниз»: так освобождаются все те качества, в основе которых, в вашем представлении, лежит страх – это нижний маршрут освобождения;
        - второй – «вперёд, перед собой»: так освобождаются качества, в нашем понимании основанные на стыде – это верхний маршрут освобождения (см. «страх несоответствия «добру» и стыд соответствия «злу»).
        Отвечая на вопрос «Каким маршрутом начинать работать?», ошибиться невозможно, хотя бы потому, что подавляющее большинство содержаний, мешающих нам жить, представляют собой некую «смесь» этих двух качеств – «страх плюс стыд» – и в процессе их освобождения придется «работать» по обоим маршрутам, и, помимо этого, если вы ошибетесь, то, поверьте, корректировка произойдёт сама собой, опять же в процессе освобождения.
        Предложение выйти должно быть озвучено «образу» спокойно и с уважением. Текст примерно следующий: «…выходи, мой страх (название качества, с которым работаете); то, что ты здесь, – ошибка; я держал тебя по незнанию, я не знал, как тебя освободить; прости…». И одновременно с этим предложением, может, несколько опережая его, надо организовать «ему» непосредственно сам выход.
        В обоих направлениях возможны десятки вариантов организаций выхода из «виртуальной комнаты»: распахивать вперед дверь, опускать всю стену, открывая из комнаты пространство перед собой, поднимать шлагбаум или раздвигать пол для падения, открывать люк вниз – да все что угодно.
        Основным маршрутом считается «нижний», поэтому непосредственно перед освобождением необходимо проделать несколько раз Упражнение №5.
        Далее, из помещения, которое находится в области Яра, то есть фактически из Яра, мы должны отправить нашего узника вниз «по лестнице», по наклонной плоскости, любым способом, как получится. В виде образа это качество будет существовать ровно до момента покидания комнаты, то есть как только освобождаемый нами образ «прыгнул в люк» или «спустился вниз», он перестает существовать именно как образ и становится вполне ощутимой волной, которая спускается, проходя Исток, дальше по ногам, через ступни и в землю. Но сама эта волна, особенно поначалу, вниз опускаться не будет; где-то чуть ниже Яра её надо «подхватить» своим вниманием, провести по всему маршруту и ощутимо вывести из тела. На любом этапе спуска, особенно если почувствуете «от волны» некоторое сопротивление, можно и нужно ещё раз повторить вышеприведенный текст «…выходи мой страх; то, что ты здесь – ошибка; я держал тебя по незнанию, я просто не знал, как тебя освободить; прости…» и продолжить проталкивать эту волну вниз.
        При Освобождении по верхнему маршруту предварительно необходимо проделать упражнение №7. Далее: прямо из середины вашей груди (из Яра) должен быть налажен некий «путь», который вы вряд ли сможете увидеть, но ощущение того, что он есть, появится у вас довольно скоро. Он будет восприниматься вами как уходящая из вашей грудной клетки прямо перед собой дорога, без какой-либо поверхности, без границ и очертаний. Далее: чуть ниже горизонта вашего взгляда, буквально на расстоянии вытянутой руки, вы должны открыть «световое окно», откуда из темноты общего фона будет струиться ровный и не очень яркий свет – в этот свет дорога и должна уходить.
        Дальше, после того как вы зафиксировали поток «в родник – через Яр и в горизонталь», от вас должно последовать предложение, как и в первом случае, – обращение к «образу»: «…выходи; я ошибался, удерживая тебя в себе; я не знал, как тебя освободить, прости; с благодарностью и уважением я освобождаю тебя – выходи…», после чего надо распахивать дверь, убирать стену, одёргивать занавеску, открывая проём, то есть делать все что угодно, предоставляя ему выход, – и образ пойдет.
        Я осознанно не буду описывать все возможные варианты трансформаций образа «на выходе», – наблюдайте сами, отмечу только некую специфику, которая появляется при Освобождении из себя какого-либо человека (такая задача может быть актуальной при расставании с кем-то из близких). Тогда по дороге в свет надо проводить образ этого конкретного человека, а не фантазийный образ или двигающуюся волну.
        Ваше отношение к процессу Освобождения должно быть следующим: вы не свою проблему решаете, а «его» на свободу выпускаете, исправляя тем самым ранее допущенную ошибку. По вашей вине «кто-то» провел в заточении, во внутренней тюрьме вашей души, долгие годы, а может быть, десятилетия. Только высвобождая из себя «кого-то», вы сможете освободить себя.
        При освобождении сложных содержаний, таких, как гордыня, в основе которой, например, лежит «и страх потерять, и стыд не приобрести», достаточно последовательно чередовать маршруты освобождения, начиная с нижнего. Каждый раз при смене маршрута необходимо заново помещать «часть себя» в этом качестве в созданную комнату и заново освобождать её либо «вниз», либо «перед собой». Сложность такой работы заключается в удержании внимания на обоих потоках при переключении маршрута «с нижнего на верхний». Переход на верхний маршрут должен происходить без ущерба для прокачки основного вертикального потока, для чего надо собрать своё внимание на ваших пятках и там зафиксировать прохождение, а точнее, выход этого потока из вас. Заканчивать надо тоже на нижнем маршруте.
        На последнем этапе тренировки Освобождения по данной схеме надо постараться всю цепочку из трех звеньев: обособление, локализация и освобождение – проходить целиком и без остановки, даже «в ущерб качеству» исполнения каждого отдельного звена. Не забывайте всякий раз по завершении такой попытки интенсивно «проветривать» (вдох – выдох) место, через которое вы работаете.
        При успешном Освобождении, вне зависимости от объекта освобождения или маршрута, возникающее после этого состояние – удивительно! Если коротко – это ни с чем не сравнимая легкость, которая приходит либо сразу, либо очевидно ощущается на следующее утро. Дай вам Бог хоть раз пережить это потрясающее чувство!
        Освобождение, как технологию, после приобретения определённых навыков несложно использовать в режиме реального времени. Получив от Условий подсказку, скажем, в виде своей гневной (агрессивной) реакции на какое-либо событие или человека, необязательно дожидаться вечера, чтобы в спокойной обстановке эту агрессию освободить. Все то же самое можно сделать по ходу того, как это событие будет разворачиваться. В этом случае необязательно обособление доводить до законченного образа этой агрессии, вполне достаточно четко воспринимать «его» в себе в виде, скажем, сгустка характерной энергии, и совсем не обязательно загонять в какое-либо «помещение», но достаточно поместить в определенное место, и это место – обязательно Яр. То есть необходимо и достаточно собрать в себе «сгусток» агрессивной энергии, поместить его в районе грудной клетки, после чего освободить. При работе в режиме реального времени освобождать надо только по нижнему маршруту, попросту говоря, этот сгусток энергии надо «сливать» через Исток по ногам и вниз. Единственное, за чем следует проследить, так это за тем, чтобы «он» покинул тело – «ушел» через ступни. Ещё раз: не создавать образ, не загонять его в «комнату», а собрать в виде характерного волнения в области грудной клетки и отправить вниз («слить»). После чего бывает крайне полезно сделать несколько глубоких вдохов «через грудь». При наличии практики такое освобождение занимает даже не секунды, а доли секунды.
        Таким упрощенным способом можно в течение дня освобождать любые «беспричинные» волнения и переживания, за которыми, с вашей точки зрения, не стоит какого-либо содержания.
        Когда в результате Освобождения из вас уйдет какое-нибудь «укоренившееся» качество, особенно если оно длительное время корректировало ваше поведение и мировосприятие, из вашей жизни может исчезнуть определённая обойма людей, закроется ряд ситуаций или перестанут длиться обстоятельства, которые провоцировали в вас это качество; это будет означать одно – урок усвоен.
       
        Упражнение 1,3.
       
        Пора вернуться ко второму моменту; напомню: «Что делать с качеством, если это не очевидная гордыня, а переживание от некрасивого поступка в адрес своего друга?». Иными словами, как отбирать качества для освобождения?
        Освобождение, как любая психоделическая технология, является технологией «двойного назначения». Вы с успехом можете освобождать из себя и отдельные страхи, и агрессию, и ревность, попробовать освободить гордыню, а можете с таким же успехом освободить переживания по поводу своего подлого поступка, сомнения перед совершением преступления или огорчения от невыполнения обязательств.
        Если воздушный шарик наполнить теплым воздухом, то он полетит вверх, а если засыпать песком, то он упадет вниз, при этом воздушным шариком он быть не перестанет, только летать не сможет.
        Твоя душа напоминает частично заполненный песком воздушный шарик: если её освобождать от «песка», она обязательно устремится вверх.

        Ваши качества – это есть и тот теплый воздух, что поднимает «шарик» вашей души вверх, и тот песок, который его приземляет.
        Самое простое – это вывести из себя то или иное качество, а самое сложное, как всегда, – сделать выбор, какое качество освобождать, а какое оставить «в себе».
       
        Упражнение 1.
       
        На шлейфе возникшего после Освобождения удивительного состояния вам необходимо совершить некое действие – поступок, без которого Освобождение нельзя будет считать законченным, а проблему решенной.
        Самой существенной частью Условий, в которой мы проводим большую часть своей жизни и оставляем больше всего наших переживаний и сил, являются, конечно же, человеческие отношения. Люди участвуют в ситуациях, присутствуют во всех обстоятельствах или буквально подходят к нам. Способом добровольного отказа от деления людей на «плохих и хороших», «жертв и палачей» является их Прощение.
        Что мешает тебе прощать людей? Ты ничего не можешь простить самому себе.
        Ты не можешь простить себе всегда маленькую зарплату и неспособность одёрнуть хама, ты не можешь простить себе стеснения по поводу невыглаженных брюк и появляющегося «животика», ты не готов простить себе бездарно уходящие годы и в суете похороненных родителей. Почему же ты должен кому-то и что-то прощать?

        В дополнение к вопросу «Для чего?» к нам подошел тот или иной человек; необходимо увидеть в его поступках и определенный смысл, связанный с нашим обучением.
        Что мешает тебе отказаться от оценочного отношения к людям? Ты думаешь, что ты ещё кому-то нужен. Ты думаешь, что к тебе есть интерес и «кто-то» или «что-то» может в своём интересе тебе доставлять неприятности или вредить.
        Как прийти к пониманию того, что нет в этом мире ни одного человека, который хотел бы тебе досадить или создать проблему? У каждого из претендентов на должность твоих злопыхателей или врагов есть свои сложности и печали, свои радости и огорчения, то есть своя жизнь, и ты им не нужен!
        Тебе надо научиться отделять поступки, совершаемые в твой адрес, от людей, которые эти поступки совершают. Поступки для тебя, а человек, их совершающий, «для себя». За его поступками стоит логика твоего обучения, а за ним – его собственная жизнь с проблемами, радостями и печалями. Его действия несут для тебя «смыслы»: они – активно действующая часть твоих Условий.

        Мы специальным образом формализовали саму процедуру Прощения, для того чтобы в ней близко не было всякой «стыдливости, нерешительности и необязательности», которые традиционно существуют в наших представлениях об этом действии.
        Само же действие, по сути своей, очень ясное, чувственное и лаконичное. Оно содержит три части, последовательность исполнения которых определяется одним из двух вариантов поведения: прощаем или просим прощения.
        И «то» и «другое» надо делать от души, причем в прямом смысле этого слова: «от точки души», как мы её обозначаем, то есть от Яра.
        Для начала восстановите в своём сознании образ того человека, который «провинился» перед вами или перед которым провинились вы. Постройте между вами умозрительную связку «от души к душе», от того места, которым во всех Упражнениях дышите вы, до того же места, которым ваш «визави», с большой степенью вероятности, не дышит никогда.
        Делается это просто: на выдохе вы устремляете струйку ментального воздуха из середины вашей грудной клетки к середине грудной клетки представляемого вами «обидчика-ответчика» (или хотя бы в его сторону), а на вдохе та же струйка от него должна вытянуться и устремиться в вашу «душу». Продышите таким образом связку пять-шесть раз.
        «Отправлять» другому человеку поток «без послания» бывает крайне затруднительно, поэтому вместе со струйкой ментального воздуха как «наполнение» пошлите ему немного вашей радости и тепла: «…имя…, к тебе с теплом и радостью» – просто как упражнение. (Сноска)
        И все нижеприведенные тексты произносится из середины груди, имея перед собой образ того человека, с которым вы «работаете». Вы вместе с выдохом внутренне устремляетесь к вашему оппоненту, а вместе с вдохом притягиваете вашего оппонента к себе.
        (Сноска: посылать человеку, который занимает в вашей жизни место «врага, тирана или деспота», душевный посыл, да ещё и «с теплом и радостью», большого желания вы, конечно, не испытываете. Но через такое преодоление себя вы практическим образом начнете убирать результаты вашей же оценочной деятельности, которые будут иметь место после освобождения проявленного этим человеком качества.)
        Когда прощаем – на выдохе: «…имя…, я без условий и с благодарностью прощаю тебе все твои (…слова, намерения, поступки…). Я осознаю, что ты – это только часть рассказа обо мне и подошел ко мне, чтобы «подсветить, указать, обозначить» мои проблемы, и я готов к тому, что ты будешь давать мне «задания», пока я не усвою твой урок, все твои уроки»;
        - на вдохе: «ты прости меня, как можешь, за агрессию, раздражительность, непонимание. Ты меня учить, а я на тебя ярлыки клеить: «негодяй, дурак, сволочь» – прости, …имя…».
        Когда просим прощение – на выдохе: «…имя..., я без условий и с благодарностью прошу у тебя прощения за все мои (…слова, намерения, действия…»). Я осознаю, что своими мыслями и поступками влез в твою жизнь, хотел подстроить под себя, пытался манипулировать тобой, через тебя хотел в чем-то убедиться или от чего-то отказаться, прости меня»;
        - на вдохе: «ты прости меня, как можешь, за то, что притянул тебя в свою жизнь, за потраченное на меня время, прости меня, …имя...».
        Как правило, Прощение в первом или втором варианте невозможно реализовать с первой же попытки. Поделайте необходимую процедуру несколько раз и с небольшими перерывами. При этом каждый раз не забывайте «восстанавливать перед собой» образ того человека, с которым вы работаете.
        Многократное повторение того или другого Прощения каждый раз необходимо заканчивать фразой-действием: «…и я прощаю себе» – по сути, это третий ход в Прощении.
        Когда прощаем себе, делается – на следующем выдохе: «Я со смирением и при условии прощаю себе (…слова, намерения, поступки…). Я осознаю, что только учусь и совершаю ошибки, поэтому воспринимаю себя «по-рабочему», а свою (гордыню, свой страх, алчность) – как задачу, которую надо решать. Этот мир для меня, он ровно такой, какой нужен мне, чтобы я развивался». (Сноска)
       
        Упражнение 4.
       
        Мы просим прощение и прощаем «без условий», то есть без каких-либо обязательств с другой стороны. Мы понимаем, что прощение при условии «я прощу тебя, только прекрати делать что-то в мой адрес» или «я прощу тебя, только вернись» превращает прощение в сделку.
        И мы просим прощение и прощаем «с благодарностью» за то, что этот человек вызвал в нас определенную реакцию, подталкивал нас к планированию говорящего про нас поведения или просто «зеркалил» (см. способы ответить на вопрос «для чего?»), то есть за то, что помог нам в себе разобраться.
        Но мы прощаем себе «при условии» не повторять ошибки. Поручиться за то, что данный поступок не повторится, крайне тяжело, но за то, что наше собственное отношение к такому поступку мы поменяем с благостного на внимательное и строгое, поручиться нужно. Дважды повторенная, длящаяся и оправданная ошибка – уже грех, а прощение грехов не в вашей компетенции.
        И мы прощаем себе «со смирением», отказываясь от желания самоутвердиться любой ценой, доверяя себе и относясь к себе с самоиронией. В конце концов, мы только люди.
        Обращаю внимание: говорить надо «прощаю себе», а не «прощаю себЯ». В первом случае само прощение – это «конкретный акт» по поводу конкретного поступка, а во втором случае – это всёпрощающее и умилённое действие, ни на что не направленное и потому никому не нужное.
        (Сноска: не старайтесь специально на одном вдохе или выдохе целиком произнести данные тексты. «Вдох» и «выдох» в этом случае обозначают скорее не чередование циклов дыхания, а смену внутренних устремлений: выдох – «к нему», а вдох – «его к себе»).
        Специально наизусть все вышеприведенные тексты учить не надо, но четко проговаривать их в адрес конкретного человека (и себя) данные «простительные смыслы» необходимо – невнятное мычание не пойдёт! Ещё лучше проговаривать эти смыслы своими словами, если будет получаться.
        Прощение как действие, которое может быть исполнено в любой момент, не порождает сомнений и не может вызывать паралич воли. По результату его реализации возникает желание совершить поступок, при этом содержательная часть поступка самим Прощением не задается. Прощение – это скорее предпоступок, а сам поступок может быть любым, но уже с иным, «очищенным» мотивом и с повышенной степенью осознанности.
       
        Упражнение 2, 8.
       
        Мы разобрались в общих чертах, что нужно делать, если произошла ситуация, возникли обстоятельства или «подошли» некоторые люди, которые значительно повлияли на наше настроение, состояние или даже мировосприятие. А что делать, когда такие события произошли год назад, или три, или пять?
        Нередко в попытках разобраться с душевными проблемами сегодняшнего дня мы сталкиваемся с Условиями прошлого, действие которых длится во времени до сих пор.
        Все, что происходило в прошедшей жизни, происходило не только с вами, но и «для вас». Только осмысленное событие прошлого может быть переведено в категорию «усвоенных уроков», и только после этого можно будет сказать, что связанный с этим событием «участок пути» вы прошли результативно.
        Вот такая у нас есть возможность – учить уроки «задним числом».
        Для работы с прошлым вам необходимо поменять местами части уже понятной и начатой вами работы.
        Начинать надо с Прощения, которое в данном контексте выполняет роль «техники», подготавливающей Освобождение. За Прощением следует само Освобождение, в котором появляются нюансы, и завершается все Осмыслением прошедших событий, то есть ответом на вопрос «Для чего?» то или иное событие в вашей жизни произошло. (Сноска)
        В Прощении оставляем все как есть, только меняем настоящее время на прошлое.
        Пример: «…имя…, я без условий и с благодарностью прощаю тебе все твои (…слова, намерения, поступки…), которые ты тогда… Я осознаю, что это была только часть рассказа обо мне и подходил ты ко мне, чтобы «подсветить, указать, обозначить» мои проблемы. Я тогда не был готов к тому, что ты будешь давать мне «задания», прости»;
        – на вдохе: «ты прости меня теперь, как можешь, за мою агрессию, раздражительность, непонимание. Ты хотел меня учить – я на тебя ярлыки клеил: «негодяй, дурак, сволочь» – прости, …имя…».
        «Прощение себе», в том виде, как мы его знаем, опускаем; учить пропущенные уроки можно, но прощать себе их «прогулы» бессмысленно; в другом варианте «прощаю себе» появится позже.
        (Сноска: напоминаем, что Прощение является одним из способов снятия оценочного отношения в адрес человека, пока действует оценка: «плохой-хороший, помогал-мешал», – ничего связанного с этим человеком вы из себя освободить не сможете).
        В Освобождении появляется существенный нюанс. Для того чтоб освободить переживания, основанные на качествах, которые определяли нас годы или десятилетия назад, необходимо, во-первых, восстановить для себя все обстоятельства, связанные с этими переживаниями, а во-вторых, «высвободить» эти переживания из контекста тех обстоятельств, в которых они были получены.
        Когда-то вы дали гневный отпор коллегам по работе и «хлопнули дверью». Но потом вы ещё долго по дороге домой и дома, и на следующий день, и в течение недели продолжали спорить с ними, возмущаться, что-то доказывать, хотя в реальном (материальном) мире ситуация для вас уже закончилась. Но такое нематериальное продолжение этой ситуации будет длиться для вас не день, не два и не три, оно будет длиться для вас… всегда, даже когда вы перестанете это осознавать! Она будет длиться ровно до тех пор, пока вы её «там», на душевном плане, не «закроете», и ровно до этих пор вы, в большей или меньшей степени, будете определяться тем гневом, который вы тогда испытали.
        Для решения первой задачи мы используем «вспоминания» того периода жизни или тех эпизодов и людей, которые вам до сих пор «не дают покоя». В отличие от пассивного и достаточно индифферентного вОспоминания, «вСпоминание» подразумевает активное и заинтересованное действие.
        Примите любую известную вам медитативную позу или просто удобно расположитесь в кресле или на полу с единственным условием: прямая спина. Глаза могут быть открыты или закрыты, кому как нравится. Организуйте себе ровное дыхание и заново проявите интерес ко всему тому, что связано с «предметом» вспоминания. Если это комната, то напрягайте вашу память, пока не восстановите все детали обстановки, вплоть до рисунка на обоях и непротертой пыли; такой же уровень детализации требуется и для любого другого «места действия» – места, где разворачивались действия, например, по выяснению отношений с близким или не очень близким человеком. Именно наша неудовлетворенность во взаимоотношениях с кем-то из ныне живущих или ушедших, как правило, и оставляет самый глубокий и долго влияющий на нас «след».
        Итак, в комнате двое: вы и он (она) – и вы снова погружаетесь в ту ситуацию общения.
        В процессе нового вхождения-погружения вы должны разделить ситуацию по принципу «активности сторон». В какой-то момент диалога были активны вы (что-то говорили, доказывали, жестикулировали), а в следующий момент тем же самым занимался он (она). Совместите «вспоминание» вашей активности с поворотом головы, скажем, «слева направо», который вы делаете на вдохе, а активность вашего оппонента – с поворотом головы «справа налево», и делайте это на выдохе.
        Вместе с поворотом головы на вашей активности, делая вдох, вы как бы «втягиваете» в себя своё участие, возвращаете свою активность и забираете своё присутствие в этой ситуации, а на его активности вместе с поворотом головы в другую сторону вы, выдыхая, возвращаете ту активность, участие и присутствие, которую в этой ситуации потратил он.
        Так вы последовательно проходите всю сцену вашего противостояния от первого момента до последнего, причем в зависимости от степени её накала и продолжительности сделать это придется не раз и не два.
        Можно регулировать интенсивность дыхания и амплитуду поворотов головы, но главное помнить, для чего вы это делаете: «вы заберете своё и отдаёте чужое» – это и есть суть перепросмотра, который решает вторую задачу, а именно «высвобождение» переживания из контекста обстоятельств, в которых они были получены.
        При каждом повороте головы и при каждом вздохе (когда вы забираете своё) к вам будет возвращаться давно забытое волнение и характерные для того момента переживания; старайтесь их сразу обособлять, то есть собирать на уровне грудной клетки, в Яре, не давайте им вновь захватить вас целиком, иначе может произойти срыв, и вы вновь скатитесь в конфликт «от первого лица». В этом случае останавливайтесь, возвращайтесь к Прощению и начинайте перепросмотр ещё раз.
       
        Упражнение 1, 8.
       
        Обособлять надо любое по интенсивности волнение во время и после каждого вздоха-поворота головы, и любое волнение надо тут же «сливать».
        Все волнения, полученные в результате перепросмотра той или иной ситуации прошлого, освобождаются сразу и по нижнему маршруту: из Яра – через Исток – вниз по ногам – и дальше в «землю». Вдох-поворот головы – «забрали своё», выдох – своё освободили, «слили» вниз. Одновременно с освобождением своего надо не забывать на том же выдохе и чужое возвращать: держать в поле своего внимания два похожих, но разнонаправленных действия не должно составить труда. Не получается – пробуйте по отдельности. (Сноска)
        После освобождения первой волны актуальных на тот момент переживаний начинает проявляться то основное качество, которое, по сути, и определяло ваше поведение. Как правило, момент проявления этого качества совпадает с моментом его осознания, и момент этот приносит много разочарования, досады и обиды: мы-то думали, что нами движет что-то правильное и справедливое, а на самом деле «вылезает» банальная похоть, алчность или страх какой-то. Это качество будет оформляться неожиданным для вас образом – увидите.
        То, что «увидите», освобождать надо по верхнему маршруту: из Яра – перед собой – «в свет». Так же, по верхнему маршруту, надо освободить и человека, с которым были связаны освобожденные переживания. Выглядит это буквально так: поставить человека на дорогу, поблагодарить его и попрощаться, после чего направить в ту световую «дверь», которой разрешается путь освобождения (людей «от души» можно освобождать только «в свет»). Момент получается довольно волнительный.
        Если что-то, связанное с этим человеком, не прощено, если на нем болтается хотя бы одна ваша «бирка», урок будет не усвоен, и никуда он не уйдет.
        После Осознания качества и расставания с человеком станет очевидным и ответ на вопрос «Для чего?» возникла в вашей жизни ситуация этого общения: для того, чтоб «подсветить» вам это качество, сделать для вас его очевидным и «задать урок» по работе с ним: «А вы что сделали?». 
        (Сноска: перепросмотр не может быть использован как самостоятельная техника. То, что вы забрали из той или иной ситуации, – надо освобождать. Если вы «своё» забрали и не освободили, то лучше бы вы этим не занимались. Переживание, похороненное в вашей памяти и связанное с ситуацией конкретных отношений, наносит вам меньший вред, чем «освобождённое» и проявленное в вас в результате перепросмотра.
        Также: не занимайтесь перепросмотром отношений с кровными родственниками и людьми, с которыми планируете продолжить отношения).
       
        Упражнение 2, 8.
       
        Возвращаясь к опущенной части Прощения «я прощаю себе»: вы столько лет держали в себе разного рода проблемы и переживания, которые, обладая определенным энергетическим потенциалом, разрушали ваше тело, что пришла пора перед своим телом попросить прощения.
        Стоя или сидя, но с прямой спиной, осознанно произносится следующий текст: «прости меня, моё тело, за то, что я столько лет мучил тебя своей (гордыней, страхом и т.п.). Я не знал, как её освободить. Прости меня, мое тело, и я прощаю себе» – это произносится неоднократно. (Сноска)
        Для того, чтобы придать работе с прошлым системный характер, можно озадачиться «составлением списков».
        На обычном листе составьте перечень событий, которые значительно повлияли и, что ещё важнее, как вам кажется, продолжают влиять на вашу жизнь. Начните с событий, которые откликаются в вашем сознании длительным ожиданием, обидой, повторяющемся страхом. Составляйте «список» от сегодняшнего дня и обратным отсчетом в прошлое. Когда начнете последовательно «перепросматривать и освобождать», вас приятно удивит объём вашей памяти.
        Самое простое – освободить «событие» из списка, самое сложное – опять принять решение, какие события включать в этот список, а какие оставить за его пределами.
        Подсказка: что с вами делает то «переживание», с которым вы собираетесь расстаться, – поддерживает в вас животное начало или раскрывает начало человеческое?
        (Сноска: в контексте оздоровления технология Освобождения описана в книгах Л. Вильме. Настоятельно рекомендую – решите проблемы со здоровьем.)
       
        Упражнение 1, 4, 5.
       
        Как можно не запутаться в тысячах ситуаций, как можно разобраться в десятках обстоятельств, которые то прерываются, то длятся, как понять смысл сотен отношений, «сопровождающих» нас ежедневно?
        Работа, учеба, дом, семья, друзья, увлечения, кредиты, дети, родственники – и во всех этих составляющих жизни вы – не главный. В подавляющем большинстве вариантов вы находитесь на «периферии» ситуаций и на задворках чужих интересов. На работе есть начальник, дома – теща, в учебе – преподаватель, за кредитом стоит банк, за детьми – воспитатель и т. п.
        Пойми!!! В твоей жизни нет тысячи или миллиона ситуаций! Есть только одна ситуация, которая длится от рождения до смерти, – это ситуация обучения твоей души, и ты всегда в центре этой ситуации.
        Если мы ко всем ситуациям начинаем относиться как к частям Условий обучения души, они выстраиваются по кругу, а мы в этом круге занимаем центральное место.
        На обычных листах бумаги напишите «названия» актуальных для вас жизненных ситуаций: «работа», «друзья», «увлечения», «машина», «кредит», «родственники» – и разложите их на полу просторным, ровным кругом. Встаньте в центр этого круга и, вращаясь по часовой стрелке, правой рукой-стрелкой последовательно и осмысленно «пройдитесь» по всем «цифрам» этого воображаемого циферблата.
        Зафиксируйте в своём сознании, что все эти ситуации возникли «для чего-то», и при этом вы находитесь в центре того событийного круга, по границе которого они расположились (большой событийный круг).
        Мы уяснили, что жизненные ситуации ни хорошими, ни плохими не бывают – они точно такие, какие нам необходимы, но, помимо безоценочного отношения, нам необходимо принимать все жизненные «предложения» безусловно и со смирением.
        Принимать от жизни предложения безусловно означает принимать их без каких-либо предварительно улучшающих это предложение условий.
        «Ты готов браться за дело при условии…, знакомиться при условии, если имеется внешний вид, материальное положение, характер…, любить при условии, жить при условии… и в Бога ты готов верить, только если Он хоть как-то себя проявит, или, что ещё лучше, чем-то тебе поможет. Пусть один раз поможет, и я в него сразу поверю, но ненадолго. А чтобы я поверил уже окончательно, пусть поможет ещё раз, и это – обязательное моё условие».
        Принимать от жизни «предложения» со смирением означает рассматривать их все, а не только те, которые нравятся. Не отворачиваться от того, что предлагается только потому, что это не соответствует нашим представлениям о «достойных предложениях». Быть смиренным означает быть со всем миром, а не с той его частью, где мы себя чувствуем комфортно.
        «Почему так часто ты, не соглашаясь с тем, как поступают в твой адрес, готов поступать так же в адрес других? Кто тебе дал право нетерпимо относиться к тому, что ты субъективно принять не можешь? И где ты вычитал, что достоин «лучшего», а не того, что тебе дано?».
        Быть в центре событийного круга обучения своей души и понимать, что при этом с ней, «душой», происходит.
        Если в кастрюлю налить воды, бросить туда различные ингредиенты, поставить на огонь и поварить пару часов, получится суп, через три часа будет рагу, через четыре – каша, но даже если варить это все десять часов, то кастрюля сковородкой не станет.
        То, что происходит «в душе» человека, интересует и самого человека, и науку о человеке, и все художественное творчество о нём. По поводу стрессов, чувств и переживаний много разного написано и снято, но при этом что происходит с «душой» человека, когда он испытывает те же стрессы, что-то чувствует или переживает, мало кого волнует.
        А «с душой» человека происходит только две вещи: она либо затемняется, тот есть «шарик заполняется песком», как в нашем прошлом примере, либо просветляется и устремляется ввысь.
        Никаких других вариантов, связанных с «тонкой душевной организацией», сложной психоаналитической, нравственной или религиозной рефлексией, просто не существует. Душа либо жива, тогда она корректирует наш «свободный выбор» в режиме реального времени, либо она умирает, оставляя нас «одних» в этом непростом мире, с «инструментами», которые нам этот же мир и предоставил.
        Понимать, что происходит «с душой» и держаться в центре событийного круга, относясь ко всему происходящему без оценок, без условий и со смирением – никаких других вариантов принятия на себя ответственности «за все» происходящее в жизни мы предложить не можем.
        Ты хорошо знаешь, что самый надёжный способ скрыть свою человеческую несостоятельность – это уйти от ответственности: обосновать, что тебе это ни «для чего», выдвинуть условия, при которых ты готов брать на себя такую ответственность, или убедить себя в том, что эта не твоя зона ответственности. Один вопрос: «А чья это жизнь?». Если твоя, то как же в ней может происходит то, за что ты отвечать не в состоянии?
        Принятие единой ответственности за все то, что происходит в вашей жизни, является исключительно человеческим проявлением и не может основываться на чем-то животном в человеке.
       
       Упражнение 4, 8.
       
        В нашем «происхождении» поучаствовало «что-то», что имеет отношение к «иному бытию», в этом случае за основу можно брать не животное начало человека, а его желание к этому «иному бытию» приобщиться.
        С первых мгновений нашей жизни таким «иным бытием» для нас является отец: он другая, отдельная реальность, в отличие от мамы, продолжением которой, в буквальном смысле, мы являемся. Он для нас непознаваем и недосягаем, мы от него всецело зависим, но при этом он является для нас бесконечно притягательным и родным.
        Он любит нас и берет за нас полную ответственность. Принимает нас такими, какие мы есть, без каких-либо условий и со смирением, и он думает о нашей душе. Так формируется его отцовство. Со временем он становится для нас и познаваемым, и досягаемым, и уже сам зависит от нас, тогда любовь к нему и принятие ответственности за него (безоценочное, безусловное и смиренное) формирует наше «сыновство».
        Сыновство не может исчезнуть, от него невозможно отказаться и бессмысленно стараться его заслужить, оно есть и будет жить в нас всегда. Кем бы мы ни были, мы всегда будем сыновьями (дочерьми) своего отца. И мы никогда не забудем это восторженное ощущение присутствия в нашей жизни того самого «иного бытия».
        Эта маета вечного младенчества остаётся, и если наша душа, как в младенчестве, стремится быть светлой и легкой, то притяжение чего-то непознаваемого, недоступного, но притягательного и родного вновь пробудит в нас «сыновью» любовь и будет двигать за пределы познаваемого и досягаемого. Так зарождается Вера в другого Отца, который участвовал в нашем «рождении».
        Вера – это не альтернатива безверию и не противопоставление чему-то материальному, это само приобщение к «иному бытию».
        Это то, что задает цели, которые не могут быть откорректированы, то, что ведет за горизонт мировосприятия и «понуждает» планировать свою судьбу за пределами биографии своего тела.
        Вера (и это нормально) всегда находится в поле сомнения, потому что всегда найдется то, что в поле веры не попадет.
        Но Вера не слаба, вера всегда одинока.
       
        Упражнение 1, 5.
       
        Мы описали вариант применения одной из технологий решения душевных проблем, но таких технологий существует великое множество! Вместо Освобождения может быть Трансёрфинг или Турбосуслик, можно увлекаться Синельниковым, Кастанедой или смотреть фильм «Секрет» – «путь» к началу Пути может быть любым. Из маршрута пути не должно выпадать начало – наше неживотное происхождение, и результаты применения этой технологии не должны быть для вас самодостаточны.
        Если какая-либо технология предлагает «получить» желаемый вами результат, не объясняя, куда этот результат вас «приведет», отнеситесь к этому предложению с настороженным вниманием. Ваш человеческий «итог» применения технологии должен понятным образом встраиваться в выбранную стратегию развития, становиться частью этой стратегии, быть даром этой стратегии. Когда же технология в своем применении абсолютизирует полученный результат: «сделай так, как мы говорим, и ты будешь «счастлив», «здоров» или «богат» – с большой степенью вероятности вы попадете в ловушку.
        Цели задаются нашим Богосыновством, и они могут либо совпадать с замыслом Отца, либо не совпадать.
        Движение к Источнику «иного бытия» и есть суть Восхождения.
       
        Упражнение 3.
       
        То, что может «скрасить» одиночество Веры на самых ранних этапах Восхождения как раз «там», где мы с вами находимся, – это РАДОСТЬ.
        Радость, в которой нет отрицания этого непростого мира и нет ему «измены». Радость, которая дарует свободу мировосприятию, спасает от апатии, тщеславия, распущенности. Радость от тихой причастности к чему-то изначальному, к чему-то Божественному.
        Радость, которую никто не отнимет у вас.
       
        Упражнение 3, 8, 9.
       
        Основные этапы восхождения: проживание жизни на материальной сфере (Земля), прохождение через опыт физической смерти («глаза закрыли – глаза открыли»), воскресительные залы, воскресение. Ближайшее посмертие: семь обительских миров, столица нашей локальной системы Иерусем. Далее: столичные миры созвездия и локальной вселенной Эдентия и Солвингтон. На Солвингтоне встреча с Сыном Создателем нашей Локальной вселенной – Майкиэлем, бывший Иисусом из Назарета во время посвящения на Урантии (Земля) и обретение духовного статуса. Через Малый и Большой сектора, к столице нашей 7-ой Сверхвселенной Уверсе. Длительное путешествие к совершенной центральной вселенной Хавоне: миры Бесконечного Духа и встреча с Бесконечным Духом, миры Вечного Сына и встреча с Вечным Сыном, миры Всеобщего Отца и встреча со Всеобщим Отцом.
        Вечный Остров Рай …это только часть пути…
       
        За твоими настойчивыми попытками найти смыслы без Бога стоит метафизическая глупость всей нашей цивилизации. А их, смыслов без Бога, просто нет.
       
        
        Изложено А. Дмитриевским 
       
       
       
        Данный комплекс Упражнений в случае его освоения является необходимым и достаточным для начала работы по технике Освобождения. Первое, второе, четвертое, пятое и седьмое Упражнения требуют последовательной реализации и утверждения в предложенных навыках; на каждое упражнение надо потратить от семи до десяти дней. Третье и шестое упражнение не имеют непосредственного отношения к технике Освобождения, но являются базовыми для освоения в дальнейшем техники «Встраивания в Ортогональность» и «Построения Креста силы»; их можно начать практиковать параллельно с другими семью Упражнениями «для разнообразия». Помимо этого, четвертое и шестое Упражнения при особом исполнении имеют откровенный оздоровительный и общеукрепляющий эффект.
        Уместно сравнение с танцем: прежде чем начать танцевать, необходимо освоить технику движения, довести её до автоматизма, а уже следом наполнять эту технику и характером танца, и его эмоциональностью. Описываемые ниже Упражнения – только техника.
       
        Первое упражнение – дыхание через грудь: вы делаете обычный вдох и выдох, но таким образом, как будто твой рот находится прямо в грудной клетке, чуть повыше солнечного сплетения, между сосками (у славян это место называется Яр). Этим местом ты вдыхаешь и выдыхаешь, туда воздух входит и оттуда выходит. Такой вдох-выдох ты можешь сопровождать сведением и разведением плеч, любыми другими вспомогательными движениями тела или рук. В процессе исполнения этого упражнения невозможно переусердствовать, то есть его можно делать ровно столько, сколько найдёшь на это времени.
        Это упражнение и все его возможные модификации могут сопровождать вас всю оставшуюся жизнь. Для начала подготовки к реализации техники Освобождения необходимо обеспечить его исполнение не менее четырех-пяти раз в день, по 10 минут, на протяжении 7-10 дней.
       
        Второе упражнение – прямостояние: ты стоишь босиком на полу (в идеале – на земле), не запрокидывая и не опуская голову, руки вдоль тела, чуть отнесены назад. Ноги на ширине плеч, ступни строго параллельны. Пальцы на руках и ногах растопырены. Не напрягайся и не ищи в этом пока особого смысла. Просто стой прямо! Единственное, чем тебе желательно сопроводить такое стояние, это попыткой приглушить свой «внутренний монолог», то есть попыткой помолчать внутри себя или хотя бы обратить внимание на то, что ты все время о чем-то внутри себя «болтаешь». Шансов, что у тебя получится «замолчать» на данном этапе нет никаких, но попробовать надо. Ты просто прямо стоишь.
        Этим Упражнением можно начинать любое занятие по Освобождению и им же можно любое занятие заканчивать. Ограничений по времени его исполнения нет, чем больше, тем лучше; и самое идеальное исполнение – на открытом грунте.
       
        Третье упражнение: вы находитесь в уже привычном для вас положении, ноги на ширине плеч, ступни строго параллельны, пальцы ног и рук растопырены, спина прямая, голова «не завалена» ни вперед, ни назад; вы уже давно замечаете, что как только ваше тело принимает такое положение, вас начинает сильно клонить назад. Пока не надо задаваться вопросом, в чем тут дело, все станет понятно позже. Вам надо просто зафиксироваться в этом отклоненном положении, найдите в нем равновесие, балансируйте мышцами ступней и пальцами ног. А дальше проделайте следующее: макушкой головы (место называется «Родник») вы начинаете тянуться вверх. Из вашего «родника» вырастает внутренний луч, он устремляется все выше и выше, вы как бы им тянетесь кверху. Следите за головой, не допускайте запрокидывания. Это устремление потребует усилий, потому что забираться надо все выше и выше. Когда вы почувствуете, что этим лучом вы ни до чего более высокого дотянуться не можете, остановитесь и поднимитесь ещё на три ступени. После чего сбросьте напряжение, расслабьтесь, встряхните руками, ногами не топчитесь и несколько раз интенсивно продышите ваше место души (место называется «яр»). Продышать надо обязательно!
        Вторая часть усложненного стояния: из того же привычного положения с зафиксированным отклонением вы своим внутренним лучом (потоком) через промежность (точка называется «Исток»), по ногам, через ступни с усилием устремляетесь вниз, стараясь все глубже и глубже проникнуть в землю. Когда вы почувствуете, что глубже вы уже укорениться не можете, сделайте ещё один шаг к ядру земли. После чего снова сбросьте напряжение, расслабьтесь, потопчитесь ногами, руками встряхивать не надо, и опять несколько раз интенсивно продышите ваш «яр» – обязательно!

        Данное Упражнение выполняется в течение первой недели занятий, с внутренним напряжением, по 10 минут два раза в день (утром и вечером), затем перерыв – месяц, затем ещё неделя и перерыв на два месяца, затем по неделе интенсивной работы в том же графике (два раза в день), один раз в три месяца, в течение года.
       
        Четвертое упражнение – «гармошка»: вы в привычном положении: ноги на ширине плеч, ступни строго параллельны, спина прямая, голова «не завалена» ни вперед, ни назад, пальцы ног растопырены, но при этом руки перед собой, согнуты в локтях, кисти в запястьях согнуты вверх, ладони держим вертикально параллельно друг другу на уровне груди. В основе упражнения – «принцип гармошки»: гармошка растягивается – меха наполняются воздухом, гармошка сжимается – воздух из мехов выходит. Роль гармошки выполняют вертикально сведенные перед грудью ладони рук, меха – наша грудная клетка в месте, которое мы называем «духовным сердцем», или Яром. Дальше просто: мы разводим в разные стороны ладони рук, сохраняя насколько возможно их параллельное положение, – воздух поступает в наше духовное сердце прямо через воображаемое в середине груди отверстие (виртуальный рот), мы сводим ладони – воздух из нашего духовного сердца выходит таким же образом. Это упражнение продолжит активизировать ток ментального воздуха в районе нашего духовного сердца; правильным будет в процессе его исполнения менять ритм «игры» на этой гармошке: частое и резкое сведение-разведение ладоней можно чередовать с их плавными и медленными движениями.
        Это Упражнение будет вам надежным помощником в каждодневной работе, особенно если вы часто пребываете в состоянии сильной усталости и апатии. Даже формальное его исполнение очень быстро приводит в чувство. Также оно незаменимо при восстановлении после акта Освобождения.
       
        Пятое упражнение – измененная «гармошка»: мы делаем «гармошку», как она описана выше, но при этом, разводя ладони на вдохе, втягиваем воздух в меха не через середину груди, а через Родник, то есть воздух попадает в наше «духовное сердце» через макушку головы. А на выдохе, сдвигая ладони, мы воздух из Яра, через Исток и дальше вниз по ногам направляем ровным потоком в землю, при этом крайне важно доводить эту волну сливающегося по ногам воздуха до ступней и отправлять дальше вниз, не давая ей застрять (остановиться) на уровне колен или лодыжек. Полный цикл этого простого, но очень важного упражнения выглядит следующим образом: разводим ладони – вдох – втягиваем воздух через Родник в Яр, сводим ладони – выдох – с усилием «сливаем» воздух из Яра, через Исток в землю. С самого начала надо стараться, чтобы ментальный воздух проходил весь маршрут от Родника, через Яр к Истоку и дальше вниз единой волной, без какой-либо задержки или остановки в середине грудной клетки. Следующим этапом в реализации этого упражнения будет прокачка ментального воздуха по маршруту Родник – Яр – Исток без помощи рук, то есть поток идет сверху вниз, но без помощи «гармошки», только на дыхании вдох-выдох.
       
        Шестое упражнение – ещё одна модификация «гармошки»: вносим незначительное изменение в базовое положение тела. Все то же, только пальцы на ногах не растопырены, а поджаты (кулаки на ступнях), далее работаем «гармошку» в первоначальном варианте (упражнение четыре) и после двух-трех глубоких вдохов-выдохов на вдохе задерживаем дыхание и одновременно разводим обе руки в разные стороны до положения тела «крест», при этом сжимая ладони в кулаки; набранный в результате последнего глубокого вдоха воздух последовательными волнами распределяем по всему телу в следующей последовательности: по ногам, как бы наполняя их и не выпуская его дальше в землю (пальцы поджаты), следом наполняем руки, не выпуская его из рук (кулаки сжаты), а затем нерезко, без толчков, в голову – вы как бы накачиваете себя изнутри ментальным воздухом. Если набранного воздуха для заполнения всего тела не хватает, его можно подкачивать в основной резервуар (Яр) короткими интенсивными вдохами. После того, как вы почувствовали внутри себя упругость наполняющего вас воздуха, через мгновение можно начинать «спускать» его, медленно разжимая пальцы рук и ног; воздух под внутренним давлением будет выходить из вас по распрямлённым каналам ваших пальцев. Все упражнение нужно проделать два-три раза, с перерывами три-пять минут.

        Попробуйте делать его с утра и сразу все поймете. А если каждый выдох будете сопровождать каким-нибудь позитивным слоганом, эффект только усилится.
       
        Упражнение семь: за основу берем пятое упражнение и несколько дополняем его. После того, как получится организовать устойчивый нисходящий поток ментального воздуха «сверху вниз», как описано в пятом упражнении, мы выпрямляем перед собой обе руки, сохраняя параллельность ладоней. Вместе с выпрямлением рук мы как бы отделяем часть вертикального потока и выводим его через Яр в горизонтальную плоскость, в которую он этой выведенной частью и продолжает истекать. В итоге мы имеем как бы два потока: один – основной «сверху – в Родник – через Яр – в Исток и дальше по ногам в Землю», и второй, «ответвление» от основного вертикального потока, – «сверху в Родник – через Яр и в горизонтальную плоскость перед собой». Ширину этого выведенного потока можно ограничивать расстоянием между параллельными ладонями вытянутых вперед рук. В этом упражнении самое трудное и самое важное – следить одновременно за двумя участками маршрута: выход потока из тела, уже по голеням, через ступни и в Землю, и при этом прохождение потока между вертикально-параллельно расположенными ладонями рук и дальше вперед. Что касается «дальше вперед»: расстояние, на которое поток выходит через Яр из вашей груди, поначалу можно ограничить каким-либо препятствием, например, стеной: надо встать перед ней и стараться делать так, чтобы выведенный поток в неё упирался; в дальнейшем от стены можно постепенно отдвигаться, увеличивая расстояние, которое потоку необходимо преодолеть. Но каждый раз, когда вы работаете с дополнительным потоком, необходимо своим вниманием поддерживать интенсивность прохождения через ваше тело основного – вертикального – потока, чтобы горизонтальный поток оставался лишь ответвлением от него. На самом деле, это трудность только первых попыток, дальше все происходит почти само собой.
        Пятое и седьмое Упражнения – это базовые Упражнения для техники Освобождения. В них мы фактически «простраиваем» в себе те два потока, по которым и будем освобождать выбранные для этой работы содержания.
       
        В отличие от вышеизложенных Упражнений, которые носят относительно технический характер, два последних имеют содержательную составляющую.
        Если продолжать аналогию с танцем, то теперь у нашего «танца» появляется характер, и это характер Человека (Сноска).
       
        Восьмое Упражнение: для начала вспомните какое-нибудь очень яркое, светлое и радостное впечатление детства-отрочества. Это должно быть что-то восторженное, ни с чем не сравнимое по силе и красочности! В идеале искомое впечатление должно быть связано с отцом, если в силу каких-то причин такое не находится – с мамой, или просто оно в вас есть и живет. В данном случае не надо привязываться ни к обстоятельствам, в которых вы эту радость «получили», ни к месту, ни к дате – ни к чему! После того, как вам удалось восстановить в себе это впечатление и вы его вновь испытали, «соберите» весь ваш восторг и свет в одном месте – это, конечно же, Яр. Именно туда вам надо локализовать всю вашу радость от детского переживания. Зафиксируйте в себе состояние настроя вашего «духовного сердца». Запоминайте то состояние, которое вы восстановили в середине вашей груди, вновь поселите эту радость в себе.
        (Сноска: настоятельно не рекомендуем начинать упражнения с последних двух).
        Смысл Упражнения заключается в том, чтобы постоянно держать в себе это ощущение, а если на что-то отвлеклись, то обязательно возвращайтесь к нему!
        Возврат к такой «внутренней улыбке» сам по себе серьёзный поступок, который связан поначалу с «вырыванием» себя из контекста повседневной, нервозной, аритмичной или наоборот, размеренной жизни. На первых порах это связано с формальной остановкой, выключением себя из актуальной деятельности, в последующем будет вполне комфортно поддерживать её своим вниманием постоянно, без выключений и включений.
        Необходимо сделать пребывание в вас этой радости независимым, пусть она «там» (в Яре) существует автономно, чтоб на её «существование» ничто из происходящего вокруг не влияло. Защищайте эту радость, ограждайте её от воздействия внешних и внутренних обстоятельств. Все, что эту радость будет гасить, заглушать, в себе растворять, «сливайте» по нижнему маршруту Освобождения.
        Непрерывное присутствие этой радости в вашей душе – предельно важная задача для всего! Это ощущение внутренней радости никогда не устает и не задает вопросов: «А чему это я тут радуюсь?». Вы можете «ей» дать жить и дышать в вас, а можете разменять на какой-нибудь «серьез» или задвинуть подальше для «повышения эффективности».
        У этой радости могут быть нюансы, она, в зависимости от многих обстоятельств, может быть тихой, громкой, восторженной, милой, но это должны быть нюансы проявлений, но никак не содержательные добавления к ней – скажем, радость с элементами иронии исключена.
       
        Девятое Упражнение: вы принимаете понятное для вас положение тела и рук для исполнения «гармошки». Напомним: ноги на ширине плеч, ступни строго параллельны, спина прямая, голова «не завалена» ни вперед, ни назад, пальцы ног растопырены, но при этом руки перед собой, согнуты в локтях, кисти в запястьях согнуты вверх, ладони держим вертикально параллельно друг другу на уровне груди.
        Мы будем использовать «меха от гармошки» по их прямому назначению.
        После того как вы восстановили в своем духовном сердце ту детскую сыновью радость, нужно с помощью «мехов нашей гармошки» эту радость наполнить воздухом, увеличить её «в размерах», дать ей вырасти. Теперь, разводя ладони, мы не просто набираем в Яр ментальный воздух, а насыщаем этим воздухом то светлое, волнительно-восторженное чувство, которое мы там воссоздали. А сводя ладони, мы не выпускаем его, а делаем это чувство более сжатым и упругим. Так повторяем сведение и разведение ладоней два-три раза.
        Вспомните ещё одну составляющую счастья, которая непременно сопровождала в детстве любую нашу радость, – это благодарность папе и маме. Такая благодарность к ним возникала всегда, даже если к этой радости они не имели никакого отношения. Когда восторженная волна захлестывала, нам всегда надо было добежать, прыгнуть на руки, обнять за шею, прижаться и поблагодарить (пусть и неосознанно) за то счастье жизни, которое они нам подарили.
        Теперь нам надо перевести «восстановленную» в духовном сердце тихую личную радость о себе, через сыновью благодарность, в громкую радость об Отце.
        После того, как мы два-три раза свели и развели ладони, на выдохе плавным и динамичным движением мы направляем вверх ладони наших рук, повторяя ими траекторию раскрывающегося цветка, при этом естественным образом слегка запрокидывая голову назад.
        Этот порыв можно и нужно сопровождать словами бесконечной благодарности Отцу за каждый вздох, за каждый луч, за каждый звук и за то счастье вечной жизни, которое нам уже даровано!
        Если к подобранным своим, и только своим, словам добавите какую-либо просьбу, получите молитву, если исключите все, даже благодарность, и оставите только чистое восторженное отношение к Источнику всего, получите поклонение. Но главное, чтобы всегда в этом действии присутствовала «искренность, искренность и ещё раз искренность».
       
        Подготовлено и изложено А. Дмитриевским