Главная > 4 эпохальное >



       Как проповедовал Иисус. 
       (некоторые черты характера и особенности общения с людьми) 

       
       «Иисус получил нравственное воспитание и духовную культуру главным образом в своем собственном доме. Он приобрел значительную часть своего интеллектуального и теологического образования от хазана. Однако свое истинное образование, – подготовку разума и сердца к действительным испытаниям через преодоление различных жизненных трудностей, – он получил в общении с людьми. Именно это общение с собратьями, – молодыми и пожилыми, иудеями и язычниками, – дало ему возможность узнать человеческую расу. Иисус получил прекрасное образование, и потому он глубоко понимал людей и искренне их любил.
       - Порой острые вопросы Иисуса несколько смущали образованных учителей еврейского закона, но его учтивость была столь искренней, а его жажда знаний столь явной, что большинство храмовых учителей отнеслись к нему со всем уважением.
       - Он почти не комментировал замечания старших, излагая свое учение в форме вопросов. Искусно и тонко формулируя свои вопросы, он одновременно и спорил с их учением, и предлагал свое. В том, как он их задавал, было привлекающее сочетание мудрости и юмора, подкупавшее даже тех, кто в большей или меньшей степени возмущался его молодостью. Задавая свои острые вопросы, он всегда был предельно вежливым и тактичным.
       - В тот знаменательный день в храме он проявил то же отвращение к неоправданному использованию своего преимущества перед оппонентами, которое отличало всё его последующее общественное служение. В юношеском, а позднее в зрелом возрасте он казался начисто лишенным всякого эгоистического желания выиграть спор только для того, чтобы испытать триумф своей логики над логикой собратьев, ибо превыше всего для него было только одно: провозглашение вечной истины и, таким образом, осуществление более полного раскрытия вечного Бога.
       - Он всегда был готов учиться даже у самого скромного из малых детей, однако его полномочия проповедника истины никогда не исходили от людей.
       - Он умел мастерски согласовывать преданность своему долгу с одной стороны и необходимость исполнять свои обязательства перед семьей и общественным служением – с другой.
       - Иисус ни за что не хотел принимать объяснений богослужения и религиозной преданности, подразумевавших веру в гнев Божий или ярость Всемогущего.
       - С годами этот молодой Назаретский плотник всё чаще оценивал каждый общественный институт и каждый религиозный обычай одним и тем же мерилом: какую пользу они приносят человеческой душе? Приближают ли они Бога к человеку? Приближают ли они человека к Богу? Хотя этот юноша не отвергал полностью таких сторон жизни, как развлечение и общение, всё большую часть своего времени и энергии он уделял только двум целям: заботе о семье и подготовке к исполнению воли своего небесного Отца на земле.
       - Иисус обладал безупречной способностью видеть истину, а истину он принимал без колебаний, каким бы ни был ее источник.
       - Иисус обладал способностью эффективно направлять все силы своего разума, души и тела на решение непосредственной задачи. Он умел сосредоточивать свой глубокий разум на той единственной проблеме, которую он стремился решить, и это, в сочетании с его неистощимым терпением, позволяло ему невозмутимо переносить тяготы трудного смертного существования – жить так, как если бы он «видел Невидимого».
       - Однако постепенно Иисус учился оставлять некоторые свои мысли при себе, не посвящать мир, даже собственную мать, в каждую свою идею. Начиная с этого года, Иисус всё меньше раскрывал то, что происходило в его разуме; то есть он говорил всё меньше о том, что было недоступно обычному человеку и из-за чего он мог бы показаться странным или непохожим на других.
       - К началу этого года Иисус снискал от матери полное признание своих методов воспитания детей – позитивного предписания творить добро вместо более традиционного еврейского метода, который выражался в запрещении творить зло. В своей семье, равно как и на протяжении всей своей общественной деятельности учителя, Иисус всегда пользовался позитивной формой наставления. Всегда и везде он говорил: «Делайте так» или: «Вам следовало бы сделать так». Он никогда не пользовался негативным методом обучения, восходящим к древним табу. Иисус старался не акцентировать внимания на зле, запрещая его; вместо этого он возвышал добро, повелевая его творить.
       - Он хорошо научился нести бремя ответственности, не падать духом при разочарованиях, стойко держаться, когда его планы расстраиваются, а замыслы временно срываются. Он научился быть честным и справедливым даже перед лицом несправедливости. Он учится адаптировать свои идеалы духовной жизни к практическим требованиям земного бытия.
       - Он учится планировать достижение более высокой и отдаленной идеалистической цели – и одновременно он упорно трудится для достижения ближайшей и непосредственной цели, определяемой необходимостью. Он планомерно осваивает искусство приспособления своих устремлений к обыкновенным потребностям человеческой жизни. Он почти уже в совершенстве овладел методом использования энергии духовного побуждения для приведения в действие механизма материального достижения. Он постепенно учится жить небесной жизнью, продолжая свое земное существование. Он все больше зависит от высшего руководства своего Отца и одновременно берет на себя отеческую роль наставника детей своей земной семьи. Он накапливает все больше опыта в искусстве вырывать победу, находясь на грани поражения; он учится превращать трудности времени в триумфы вечности.
       - Его друзьям было трудно понять размах его интеллектуальной деятельности – каким образом ему удавалось столь внезапно и полностью переключаться с глубоких обсуждений политики, философии или религии на беспечную и веселую шаловливость этих малышей, которым было от пяти до десяти лет.
       - Чем полнее мы посвящаем себя своим собратьям, тем больше мы начинаем их любить.
       - В личности Иисуса было нечто благодатное и воодушевляющее, что неизменно притягивало к нему молодых людей. В его обществе они всегда чувствовали себя легко и непринужденно. Возможно, главный секрет его успеха в общении с ними заключался в том, что он постоянно интересовался их делами и вместе с тем редко давал им советы, если только они сами об этом не просили.
       - Иисус давал различные прогрессивные наставления – прогрессивные ровно настолько, насколько они были доступны пониманию слушателей.
       - И метод его обучения заключался в следующем: он никогда не критиковал их заблуждений и ни единым намёком не касался слабых мест в их учениях. В каждом случае он выделял истину, которой они учили, и начинал таким образом высвечивать и озарять эту истину в их разумах, что вскоре эта усовершенствованная истина успешно вытесняла сопутствующее заблуждение; так эти обученные Иисусом мужчины и женщины были подготовлены к последующему осознанию дополнительных и схожих истин, содержавшихся в учениях ранних миссионеров христианства. Именно это быстрое принятие учений евангелических проповедников дало мощный импульс быстрому распространению христианства в Риме и отсюда – по всей империи.
       - «Будьте терпеливы. Будьте благоразумны в своих советах и подавайте пример собственной жизнью, дабы ваш брат мог сначала познать лучший путь, а затем был бы вынужден следовать за вами по этому пути».
       - «…жить небесной жизнью на земле, каждодневно подчиняясь воле небесного Отца».
       - «Учитель Иешуа, ты знаешь больше, чем эти профессора; тебе нужно встать и рассказать им о тех великих вещах, о которых ты рассказал мне; они сбиты с толку избытком размышлений». Иисус улыбнулся и ответил: «В тебе говорит восхищение ученика, однако эти учителя не ждут от нас с тобой наставлений. Гордость неодухотворенной  учёности коварна в человеческом опыте. Истинный учитель сохраняет свою интеллектуальную честность, только всегда оставаясь учеником».
       - «Проявляй интерес к твоим собратьям; учись любить их и не упускай возможности сделать для них нечто такое, чего они наверняка желают», и после этого он процитировал старую еврейскую пословицу: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным».
       - Основная мысль его проповеди оставалась неизменной: факт любви небесного Отца и истина его милосердия, а также благая весть о том, что человек является вероисповедным сыном того же самого Бога любви. Обычно Иисус общался с людьми, вовлекая их в разговор вопросами. Беседа обыкновенно начиналась с вопросов, которые задавал он, а заканчивалась вопросами собеседников. Он одинаково мастерски учил как задавая, так и отвечая на вопросы. Как правило, он давал больше всего тем, с кем говорил меньше всего.
       - Наибольшую пользу из его личного служения извлекали обременённые, озабоченные и подавленные смертные, которые испытывали большое облегчение, изливая свою душу сочувствующему и понимающему слушателю, – а он обладал всеми этими и многими другими качествами. И когда эти неустроенные люди рассказывали Иисусу о своих бедах, он всегда мог предложить им практические и конкретные советы, направленные на решение действительных проблем, не забывая произносить и слова утешения, которые сразу успокаивали. И он всегда говорил этим бедствующим смертным о любви Бога и – различными способами – сообщал им о том, что они являются детьми любящего их небесного Отца.
       - Иисус сказал: «Давай молоко истины тому, кто в духовном восприятии остаётся младенцем. В живом и исполненном любви служении предлагай духовную пищу в привлекательном виде, рассчитанном на способности восприятия каждого из просящих».
       - «Кем бы я ни являлся и какое бы могущество ни было в моих руках, я всегда подчинялся и всегда буду подчиняться воле моего Райского Отца». 
       
       (продолжение в работе)
       
       - Учитель обнаруживал огромную мудрость и проявлял совершенную справедливость во всех отношениях со своими апостолами и со всеми учениками. Иисус был воистину учителем людей; он оказывал на своих собратьев огромное влияние благодаря сочетанию обаяния и силы в своей личности. Его суровая, кочевая и бездомная жизнь оказывала неуловимо доминирующее воздействие. Его властная манера обучения, ясная логика, сила аргументации, прозорливая интуиция, живость ума, несравненная выдержка и возвышенная терпимость были привлекательны для разума и притягательны для духа. Он был простым, мужественным, искренним и бесстрашным. При всём физическом и интеллектуальном воздействии, которое ощущалось в присутствии Учителя, в нём также были все те черты духовного очарования, которые стали ассоциироваться с его личностью – терпение, отзывчивость, кротость, мягкость и смирение.