Христианство. Две традиции, два пути.
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram

Почему Христианство на протяжении многих веков вызывало и продолжает вызывать крайне противоречивое отношение у многих думающих и прогрессивно настроенных людей?

Что сейчас отворачивает таких людей от учения Христа, и что в этом учении принадлежит самому Иисусу, а что является теми дополнениями, которые в результате и были оформлены в так называемую Христианскую догматику?

Последние две тысячи лет в Христианстве звучат две основные традиции:

  • традиция Иисуса, с его Евангелие, — «Все мы дети одного Отца, поэтому все мы братья», и,
  • традиция Савла Тарсянина (ап. Павел), с его версией евангелия Иисуса: «Все мы дети одной церкви».

В традиции Иисуса, благая весть, это весть самого Иисуса: об Отцовстве Бога, сыновстве человека и всеобщем братстве.

В традиции ап. Павла, благая весть, это весть об Иисусе: «Иисус Воскресе!».

У Иисуса: Бог Отец милосердный, — отец всех своих детей, а не только формально верующих, и мы все его смертные сыны (дочери), должны объединяться в вероисповедальное братство — семью нашего Небесного Отца.

У ап. Павла, Бог Отец — отец только своего сына Иисуса Христа, и только верующие в воскрешение Сына, должны объединяться в вероисповедальную церковь

Иисус поднял человека до статуса дитя Бога, созданного «по образу и подобию», увидел «царство Божие» внутри него, и дал вселенский наказ «будьте совершенны, как совершенен Отец наш Небесный», и тем самым определил его судьбу бессмертного восходителя, будущего со-работника Бога (см. пост Предназначение человека). 

Ап. Павел лишил человека статуса Сына Бога, и, привнеся в Христианство взятую из митраизма концепцию первородного греха, снизвёл человека до положения провинившегося раба, который должен добиваться восстановления лояльности Бога — сварливого небесного Счетовода.

У Иисуса человек несовершенен. У ап. Павла – греховен.

Иисус призывал любить Бога Отца и служить своим братьям, ап. Павел – бояться Бога Отца и выслуживать у него прощения, включаясь в вечную драку добра со злом, привнесенную в Христианство, так же из митраизма.

Иисус объединил всех людей в безусловное духовное братство вероисповедальных Сынов, ап. Павел разделил всех людей, и выделил «прозревших» рабов, признающих Христианскую догматику.

Иисус – спаситель всего человечества, у ап. Павла Иисус искупитель детей Церкви.

Одно название, – Христианство, и два подхода в понимании религиозной традиции:

  • религия Иисуса, — личная вера в живого Бога;
  • религия о Иисусе, — принятие символа веры, ритуал, священство.

Главная ошибка возникшего две тысячи лет назад христианства, заключалась в том, что оно изначально строилось вокруг факта смерти и воскрешении Христа, а не вокруг Истины его жизни.

С тех пор мир проявлял интерес к трагической смерти Иисуса, вместо того чтобы интересоваться Его несомненно счастливой и раскрывающей Бога жизнью.

Далее. Давайте выделим из так называемого «христианства» то, что за две тысячи лет не нашло и вряд ли когда-нибудь найдет понимание у пытливых и думающих людей, а заодно и поймем, какое отношение к этим «столпам» христианского учения имеет сам Иисус:

а. Иисус никогда и ничего не говорил о спасительных, искупительных или очистительных жертвах.
Но факт смерти Иисуса на кресте спровоцировал ап. Павла на привнесение в создаваемое им христианское учение идею жертвенного искупления.
Заимствованная из иудейской теологи, эта идея была призвана сделать более приемлемым новое учение для евреев, на самом деле, она, не решив эту задачу, отвернула от Христианства огромное количество стремящихся познать Бога людей (см. пост Распятие. Смыслы Креста).
Иисус ввел среди своего близкого круга обычай празднования бескровной Пасхи, только хлеб, вино и горькие травы; Сын Божий всей своей жизнью утверждал Евангелие о спасении через веру, а не через жертву.
На этом фоне выглядит полным абсурдом, поступок его Отца, который одним решением перечеркивает Евангелие своего сына, принимая ту самую жертву. 
Кого из верующих в праведность Бога может удовлетворить идея о том, что Его расположения можно добиться только с помощью кровавого подношения?
Только как оскорбление Бога можно расценить предположение о том, что невинная кровь должна быть пролита для того, чтобы отвратить божественный гнев, если мы конечно говорим о том Боге, которого раскрывал нам Иисус, о Боге – милосердном Отце, о Боге, который любовь…
Сын воплотился в облике смертного человека и посвятил себя всему человечеству не для умиротворения гневливого Бога, а для того, чтобы раскрыть всем людям любвеобильный характер Бога-Отца, и одарить каждого из нас статусом сыновства, по отношению к Богу.
Иисус, это не жертва Бога, это откровение Бога.

б. Но если отсутствие упоминания об искупительной жертве у Иисуса хоть как-то «криво-косо» можно объяснить, то полное игнорирование Иисусом темы так называемого «первородного греха» нужно понимать буквально, —  к его учению она не имеет никакого отношения.
Это привнесение, и смысл такого привнесения очевиден: воспитать в человеке устойчивое чувство вины перед Богом за свою изначальную испорченность.
От идеи наследуемого греха избавились ещё поздние еврейские пророки (Иеремия), и в сегодняшнем мире убедить человека брать на себя ответственность за то, что он не совершал, представляется затеей глупой и бесперспективной. 
Настойчивость священства в этом направлении продолжает отбрасывать тень на традицию, которая носит имя Бога, не имеющего никакого отношения к этой химере.

в. Словосочетание «страшный суд», так же, как и «жертва» и «первородный грех» нигде не звучит у Иисуса.
У Иисуса есть «праведный суд», «Божий суд», просто «суд…», —   но, чтобы суд Небесного Отца, — суд милосердного и любящего Бога, — преподносился им как «страшный суд» – вы нигде не найдете.
«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5.24).

г. Ничего вы не найдете у Иисуса и по поводу вечной драки «добра со злом». Иисус много говорит о непротивлении злу, о покрывании зла добром, о добром ответе на злой умысел, но о том, что мы вовлечены в это противостояние, и должны участвовать в сваре с неким противо-Богом, Иисус не говорил никогда.
«А Я говорю вам: не противься злому» (Мф.5.39).
«Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство». (1Пет.3.9)

д. Ад как место, именно как место, нигде не заявляется Иисусом; по-другому и быть не могло. Констатировать наличие ада равнозначно утверждению о том, что в мироздании есть место, где не проявляет себя любовь и милосердие Отца, а значит есть такое место, где Бога нет. Разве такое возможно?
Разве возможно, чтобы событие во времени, — грех, мог определять судьбу человека вне времени, — вечное воздаяние?
Конечно нет, но ведь эта глупость является наиболее проверенной страшилкой для человека.

А теперь уберите из христианства эти пять позиций, которые к Иисусу не имеют никакого отношения, и что останется? В том-то и дело, что ничего…

В материале «Библия, что не так. Якоря ВЗ» есть более подробный анализ всех этих привнесений, а также приведены Библейские высказывания, раскрывающие точку зрения автора этого материала.

Продолжим. Современное Христианство — это религия об Иисусе, но не религия самого Христа; к тому же мы берем эту религию из вторых, а порой и из третьих рук.

За редким исключением, люди принимают её такой, какой она видится признанными учителями или религиозными лидерами.

Высокий духовный статус таких учителей провоцирует повторение их видения Иисуса, дублирование их взгляда на его учение, что исключает формирования собственного, уникального и живого представления о Боге-Спасители.

Вдохновляющие примеры жизней Христианских подвижников прекрасны, но их последователи, редко ограничиваются только вдохновением, чаще они опускаются до формального цитирования или подражательства.

Близость к таким авторитетным источникам, а через это и возможность воспринимать более понятные версии учения Христа, делает необязательным познание жизни самого Иисуса, то есть делает необязательным получения спасительного Евангелия из первых рук. (см. материал «Религия из первых рук»).

Конечно, с Иисусом непросто, совсем непросто, очень тяжело, но ради непосредственного контакта с Богом есть смысл пойти на такое напряжение сил.

Наверняка при формировании собственного представления о жизни и учении Спасителя мы будем допускать ошибки и в результате оно будет нести очевидную неполноту, но оно заложит основу личного опыта Богопознания, в котором каждому из нас предстоит расти. 

В качестве альтернативы этому сложному, но увлекательному процессу нам предлагают Иисуса в облегченном варианте, разбавленного чьим-то пониманием и кем-то разложенного по полочкам в доступных комментариях.

Может быть такой подход и годится тем, кто не находит в себе силы или не имеет возможности (времени) проникать в смыслы жизни и смерти Бога, но таким «детям божьим» Иисус и не нужен, — пока…

Им вполне достаточно нашего Небесного Отца, — родителя, который всегда готов выслушать, успокоить, укрепить и обнадежить.

Вместе с Богом-Отцом и с брошюрами от других «отцов» вполне реально перейти в посмертие.

Но если человек решается впустить в свою жизнь Иисуса, его жизнь должна преобразиться, потому что нельзя, пустив Иисуса, не пустить в свою жизнь крест Иисуса (см. материал «Распятие, смыслы креста»).

Иисус — это всегда требование к человеку, это пронзительная любовь к Богу и беззаветное служение человеку; это осознание ответственности за свое космическое предназначение.

Воскресают практически все, но воскреснуть не значит спастись.

В новой реальности, — реальности посмертия, — нам многое открывается и приходит осознание того, что путь в вечность, буквально, проходит через Иисуса: «Я и пастырь, я и дверь в овчарню» (Ин. 10.1-18.)

Возвращаясь к началу материала можно сказать следующее, в исполнении религиозной жизни перед нами открывается два пути, и к глубочайшему сожалению эти пути не всегда пересекаются:

  1. Путь апостола Павла, — путь человека, — который призывает нас верить в Иисуса так, как верил в него он, что в реалиях сегодняшнего дня означает смотреть на Иисуса глазами старцев и «отцов» церкви, рассуждать о нём с высоты опыта Христианских подвижников.
  2. Путь Иисуса, — человеческий путь сына-дочери Бога, — призывающий в личном опыте проживать истину Богосыновства:

«…да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5.45)

Следование второму варианту не сделает вашу жизнь легче, но на этом пути Бог перестает быть для вас только прекрасной идеей, но становится живым опытом и реальным переживанием, кем он и был для Иисуса Назярянина.

Так и звучит Евангелие Спасения: «Все мы дети одного Отца, поэтому все мы братья».

Выбирайте путь по силам…      

Последние записи

Разум

Для продуктивного начала разговора необходимо сразу дать определение разума, так