Служение. Что-то новое…
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram

«Служить бы рад, прислуживаться тошно».
А.Н. Грибоедов «Горе от ума»

За прошедшее тысячелетие религиозные традиций превратили служение в ритуальную обязанность, от которой зависят перспективы вечного спасения, а последние сто лет истории нашей страны, сделали служение синонимом унижения классового достоинства человека.

В лексиконе современного человека слово служения, как способ оказания содействия другому человеку, употребляется крайне редко; обычно мы говорим не о служении, а о помощи или об участии.

Участие в основе своей несет сопереживание другому человеку и стремление частично снять напряжение, возникшее в силу тех или иных обстоятельств, буквально, поучаствовать в решении проблем; участие не подразумевает серьезного и глубокого включение в ситуацию, не дотягивает до реальной помощи.

Помощь всегда адресована человеку, какой он есть, и направлена на максимально полное снятие остроты текущего момента. Например: есть проблема с деньгами и по этому поводу существует напряжение в семье, мы готовы, оказать помощь, расстаться с сумой денег, чтобы это напряжение снять.

Важным моментом является то, что помощь не меняет  траекторию движения человека по жизни, он как шел своей дорогой к выбранной им же цели, так и продолжает идти, конечно благодаря нас за ту или иную помощь.          

Если помощь оказывается без запроса с другой стороны, — это всегда вторжение; вторжение может нарушить логику тех обстоятельств, которые складываются вокруг человека как обязательный урок, и может прервать набор опыта, связанный с проживанием жизненного этапа.

Результаты помощи, с точки зрения последствий, не всегда предсказуемы, возможны варианты, когда наша непродуманная помощь может ускорить падение человека.

Служение направлено не на человека, какой он есть, а на человека, каким он может стать, то есть на раскрытие его потенциалов, — потенциалов его личности (см. Воля, выбор, предназначение)

Служение: «это отдача лучшего, во имя лучшего».

Конечно же в этой формулировке речь идет не о передаче каких-либо материальных благ (вариант помощи), а о искреннем стремлении поделиться результатами собственного роста.

У человека, которому послужили, меняются жизненные приоритеты, он пересматривает систему ценностей, меняет траекторию жизненного пути.

Подготовка к служению другому человеку всегда начинается со служения самому себе, то есть с раскрытия в себе того самого потенциала, который мы собираемся раскрывать в ком-то.   

Насколько осознанно или не осознанно проходит такая подготовка всегда сложно-определяемый процесс, это могут быть целенаправленные действия, а может быть просто проживаемая жизнь, в любом случае в попытках послужить кому-то мы реализуем результаты собственных достижений.

Думай о себе, — служи другим. Служение другому человеку начинается с уравнивания потенциалов; общение в процессе служения — это всегда разговор равных, а «равный перед равным, права не имеет».

Критерием готовности к служению, является способность передать достигнутое; если не можешь передать, то, что имеешь, значит, по сути, и не имеешь.

При очевидном отсутствии собственных достижений, мотивация служения всегда будет очень сомнительной.

Служения не должно привязывать к тому, кто пытается служить; привязка должна осуществляться к свету, а не к тому, кто это свет через себя проводит.

Если такое все-таки происходит, то возникают те или иные кружки, группы, секты, церкви, и «служение» одного начинает провоцировать прислуживание другого, что категорически недопустимо.

Также не допустимо и служение без запроса, но в отличии от помощи, которая стимулируется просьбой, запрос на служения нередко обозначается менее очевидным образом.

Это может быть взгляд, резкий поворот головы или внезапно возникшая пауза в разговоре… считывание таких запросов, — отдельная наука.

Если сомнений в запросе нет, то допускается аккуратное подведение человека к его более четкому обозначению; это можно назвать стимулирование запроса. В этом случае рождается общение в формате «вопрос-ответ», то есть рождается диалог.

Такой подход даёт ощущение совместной работы, а это важно. Совместное действие, есть антипод подчинению.

Далее. Люди устали от тотального вранья, они перестали доверять мудрым книгам и хотят видеть  своими глазами то, как работают знания, которые им предлагаются в качестве ориентиров, а это значит, что привлекательным остается личный пример.

Один из самых эффективных способов взаимодействия, это рассказ о перемене в себе, или приведение других примеров качественного роста.

Не убеждать в чём-то, а собственной жизнью показывать путь, «на глазах» делая шаги.

Надо быть «носителем» тех знаний, которые обеспечивают рост, а не их «переносчиком».

В жизни переносчиков, то, что они декларируют никак (или почти никак) не пересекается с их реальной жизнью, то есть их знания отдельно, а их жизнь отдельно; те знания которые они вывешивают на свои знамена  лишь в малой степени определяют их каждодневное существование. Отсюда фальшь, ложь, обман, и, как результат, полная девальвация тех знаний, которые они пытались передать — перенести.

Носители самим образом жизни демонстрируют соответствие тем знаниям, которые определили их жизнь, и которыми они готовы делится в процессе служения.

Служение подразумевает непосредственный контакт с другим человеком; контакт с образом человека, в виде фото или видео, — ущербен, так как не обеспечивает полноту взаимодействия личность- личность.                        

Но главным вопросом является вопрос о мотивах служения. Что должно двигать теми людьми, которые выходят на стезю служения?

Откуда вообще, в определенный момент нашей жизни рождается  желание служить другому человеку? И почему критически важным является накопление опыта служения?

Для ответов на эти вопросы самым правильным будет привести пример тех человеческих отношений, которые сами по себе подразумевают искреннее и спонтанное служение.

И это конечно же отношения в семье: родители заботятся о своих детях, старшие братья и сестры хлопочут о малышах, и все вместе трудятся над тем, чтобы младшие братья и сестры могли  проявить все свои таланты, раскрыть творческие  потенциалы.

Для всех членов семьи жизненным ориентиром навсегда остается любовь и преданность родителей;  именно в этом все дети находят и поддержку и заботу и участие.

А теперь давайте изменим масштаб нашей семьи, увеличим его до более широкого круга близких людей, страны, народа, до масштаба всего человечества, всего мироздания.

Нашими родителем будет Небесный Отец, мы – его дети, а все дети одного Отца, — это братья.

Так и звучит Евангелие Иисуса: «Все мы дети одного Отца, и поэтому все мы братья», — именно братья, и только братское служение позволяет выразить семейный характер отношений между человеком и Богом.

Надо усмирить свою вселенскую гордыню и признать: служение напрямую Богу – полная бессмыслица.  Мы ему Всесильному и Всемогущему, Всеведущему и Всезнающему и т.д. и т.п. дать ничего не можем, но мы можем ответить на его родительскую заботу нашей любовью, и послужить нашим братьям, таким же детям Бога, как и мы.

«Говорю вам истину: то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне»  (Мф 25.40)

Чтобы реализовать очень понятное для всех детей желание быть похожим на Отца, надо стараться делать то, что делает Бог, то есть  проявить Богоподобие, — надо учиться отдавать, ведь Бог – Источник всего, а Источник только отдает.

И мы выходим ещё на одно определение служения:

Служение, — это стремление принести максимальное благо, максимальному количеству людей на протяжении максимального времени.

Повторюсь, это важно: все начинается с признания Отцовства Бога и определения своего статуса, как его сына, тогда следствием проживания истины Богосыновства будет стремление к братскому служению.

Попытка заниматься служением вне семейного контекста отношений, ни к чему хорошему, как правило не приводит, получается либо помощь (смотри выше), либо желание поиграть в Бога, — тогда всё грустно.

Семейность характер отношений с Богом — Отцом, исключает проявления довлеющего воздействия; все формы семейного служения исключают пренебрежение и диктат.

Наш Отец, — прекрасный родитель, который понимает, что взрослеющим детям требуется не только мудрый и терпеливый наставник, но и понимающий отзывчивый друг:

«Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам». (Ин.15.14)

В той божественной семье, которая объединяет в духовное братство вероисповедальных сынов Бога, можно говорить и о дружбе с Богом.

Цель служения другому человеку –  его рождение в Духе, то есть принятие им своего сыновства по отношению к Богу. Именно такое рождение и позволяет говорить об изменение траектории жизненного пути, это то, о чём мы говорили в начале материала.
Рождение в Духе человека — это рождение Сына Бога.

За содействием духовному рождению, стоит желании вернуть в семью ещё одного сына, — своего брата или сестру, и для решения этой задачи необходимо больше говорить человеку о поиске собственных путей приближения к Богу, об обретении им личного опыта Богопознания, и поменьше давать советов о выборе тех или иных церквей. 

Служение другому человеку – это братская исповедь перед ним; мы существуем на «то», что получаем, а вот живем на «то», что отдаем.

Тот, кто не стремиться отдать, тот и не обретает; чем больше выражаешь, тем больше открывается.

Смысл служения в раскрытии Бога — человеку, и приведение человека к Богу.

Степень уважения к себе прямо пропорциональна любви к ближнему: первое измеряется способностью ко второму.

Бог служит своему творению; служение — это единственный вид деятельности в мироздании, которым занимаются все существа и все сущности, именно поэтому обретение опыта служения, является доминирующим смыслом проживаемой нами жизни.

Служение, новое служение, трудное служение, расширенное служение, увлекательное служение и, наконец, божественное и совершенное служение, – вот цель времени и назначение  вечности.

«Сын Человеческий пришёл не для того, чтобы ему служили, но, чтобы служить и посвятить свою жизнь в качестве дара для всех».(Мф. 20.28)

Последние записи

Разум

Для продуктивного начала разговора необходимо сразу дать определение разума, так