Служение.
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»

Часть первая. За прошедшее тысячелетие религиозно — конфессиональные толкования превратили служение в ритуальную обязанность, которая неким образом обуславливает перспективы вечного спасения, а последние сто лет истории нашей страны, сделали служение синонимом унижения классового достоинства человека.

Мы отойдем от уничижительной интерпретации этого слова, связанной больше с прислуживанием и ложным представлении о смирении, и попробуем вернуться к его первозданному смыслу.

Служение — это отдача лучшего, из достигнутого, во имя лучшего.  

Конечно же в этой формуле речь идет не о передаче чего-то материального, а о искреннем стремлении поделиться результатами собственного роста.

Материальное или иное участие в жизни другого человек укладывается в различные варианты помощи, последствия которой всегда непредсказуемы, и принимая решение помогать, надо быть уверенным в том, что это помощь не ускорит падение человека.

Помощь всегда направлена на человека, какой он есть, на человека, которого мы наблюдаем, а служение на человека, каким он может стать, то есть служение направлено на раскрытие человеческого потенциала, в отличии от помощи, которая снимает актуальные напряжения.

Подготовка к служению другому человеку всегда начинается со служения себе, то есть с раскрытия в себе того самого потенциала, который мы собираемся раскрывать в ком-то. Насколько осознанно или не осознанно проходит такая подготовка всегда сложно-определяемый процесс, это могут быть целенаправленные действия, а может быть просто проживаемая жизнь, в любом случае в попытках послужить кому-то мы реализуем результаты собственных достижений.

Критерием достижения очередного уровня развития, связанного с готовностью служения, является способность передать достигнутое. Если не можешь передать то, что имеешь, значит, по сути, и не имеешь. При очевидном отсутствии собственных достижений, мотивация служения всегда будет очень сомнительной.  

Служения другому человеку начинается с уравнивания накопленных потенциалов, общение в процессе служении — это всегда разговор равных, а «равный перед равным, права не имеет».

Такое общение с самого начала не должно привязывать к тому, кто служит, иначе «служение» одного будет провоцировать «прислуживание» другого, что категорически недопустимо.

Отсюда следует ещё один вывод: помощь и служение без запроса, — это всегда вторжение; вторжение, которое может нарушить проживание человеком неповторимого отрезка своей жизни и прервать набор им своего уникального опыта.

Но запрос не всегда формулируется в виде просьбы или прямого вопроса (это, пожалуй, исключение) и задача того, кто служит, такой запрос распознать в человеке в его случайном взгляде, неуверенной интонации, очевидной потерянности.

Если нет сомнений в наличии такого запроса, то корректным представляется подведению к его формулированию или стимулирование запроса. Только в парадигме «вопрос – ответ» рождается что-то совместное. Согласование совместного общения, есть антипод подчинению. Такое согласование даёт ощущение совместной работы – что важно.

Один из самых эффективных способов взаимодействия, это рассказ о перемене в себе, или приведение других примеров качественного роста.

Люди устали от тотального вранья, они перестали доверять мудрым книгам и хотят видеть перед своими глазами «то», как работают те знания, которые им предлагаются в качестве ориентиров, то есть привлекательным остается только личный пример.

Не убеждать в чём-то, а собственной жизнью показывать путь, «на глазах» делая шаги. Быть «носителем» тех знаний, которые обеспечивают твой рост, а не их «переносчиком».

Носители, своей ежедневной практикой, показывают соответствие проживаемой жизни, тем знаниям, которые их жизнь определяют, переносчики же позволяют себе существовать параллельно таким знаниям, то есть эти знания лишь в небольшой степени или вообще никак не определяют их каждодневное существование. Отсюда фальшь, ложь и недоверие, а самое грустное, подобного рода переносчики таким несоответствием компрометируют то разумное и светлое, что содержится в предаваемой ими мудрости.

 Проживание истины может открыто не проявляться в общественной жизни человека, но оно, несомненно, сказывается на общении с близким людьми. Носители притягивают в свою жизнь людей своим личным примером, а не населяют её другими особями с обязательной коррекцией их воли, как это делают переносчики.

Служение подразумевает непосредственный контакт с другим человеком. Контакт с образом кого-то, в виде фото или видео, — ущербен в своей неполноте, так как не обеспечивает контакт личность — личность.                          

  Существуем на «то», что получаем, а живем на «то», что отдаем. Тот, кто не стремиться отдать, тот и не обретает. Чем больше выражаешь, тем больше открывается.   

Думай о себе, — служи другим.  

Но по прежнему открытым остаётся вопрос о мотивах служения. Что движет, или, что должно двигать теми, кто выходит на стезю служения?

Откуда вообще в нас рождается это желание служить другому человеку? И почему критически важным для нас является обладание и накопление опыта служения?

Служение, как отдача лучшего, во имя лучшего, суть проявление Богоподобия. Бог – Источник всего, а Источник только отдаёт…

Отдавая, Источник не работает на приём того, что для него делает человек, — Богу служить невозможно.

Усмиряя свою вселенскую гордыню, надо признать: мы Богу ничего дать не можем, кроме любви и искреннего стремления исполнять его волю, но и то и другое никакого отношения к служению не имеет, — служить надо человеку. 

И опять мы возвращаемся к Евангелие Иисуса: «Все мы дети одного Отца, и поэтому все мы братья», — именно братья, и, именно служение позволяет выразить своё братское отношение к другому человеку.

Еще раз: все начинается с признания Всеобщего Отца и определения своего статуса как сына по отношению к Нему, тогда следствием проживания это вселенского статуса будет искреннее и спонтанное служение своим братьям.

Попытка заниматься служением, без прохождения первых двух «этапов», — признания Отцовства Бога и нашего сыновства, — ни к чему хорошему не приводит, получается либо помощь (смотри выше), либо желание поиграть в Бога, — тогда всё грустно.

Всё грустно происходит и когда ошибочно определен или навязан статус человека в его отношениях с Богом, который определяет и характер отношений создания и его Создателя. Статус божьего раба по отношению к Господину или божьего слуги по отношению к Царю сводит всю нашу жизнь, как божьих созданий, к функциональному обслуживанию своего Создателя.

Идея дружбы создания и Создателя, семейность характер отношений с Богом — Отцом, исключает проявления преобладающей функциональности, — в семье не прислуживают.

Однако ясность и пронзительность предложенной Иисусом формы объединения создания и Создателя не спасла её от последующих искажений.  

Начало этим искажениям было положено ап. Павлом две тысячи лет назад. Именно он низвел человека до статуса прозревшего раба, который уверовал в Иисуса Христа — единственного сына Бога, хотя у самого сына Бога, на это счет было определенно другое мнение (см. статью Христианство).

Не устану повторять Евангелие Иисуса: «Все мы дети одного Отца, поэтому все мы братья», — вряд ли наша цивилизация в ближайшее время сможет родить что-то более возвышенное и вдохновляющее.

  Цель служения другому человеку – рождение его в Духе, то есть, прежде чем учить кого-то путям Духа, сначала надо позаботиться о том, чтобы он в Духе родился. 

По поводу рождения в Духе существует огромное количество двусмысленностей и разночтений. Семейный контекст божественных отношений: «Отец – сын», — проясняет эту задачу. В этом случае она конкретизируется до актуализации в человеке его Божественного потенциала, — содействие в принятии и раскрытии им Сыновства по отношению к Богу. (см. статью Отцовство – Сыновство — Братство). Рождение в Духе — это рождение Сына Бога.

Актуализация божественного потенциала связана с   проявлением в человеке качеств источника.  Бог, – Источник всего сущего, — только отдает, и проявляющий это качество уподобляется Богу.

В таком содействии духовному рождению, в активации источника, в желании вернуть в Божественную семью ещё одного сына, необходимо больше говорить о поиске своих путей приближения к Богу, об обретении личного опыта Богопознания, и поменьше обсуждать теологические и философские вопросы. Всегда интересен и первостепенно важен, рассказ о пройденном пути, — опыт того, кто сейчас служит, то есть то, что мы выше обозначили как личный пример. Служение другому человеку – это братская исповедь перед ним.   

Смысл служения в раскрытии Бога — человеку, и приведение человека к Богу.

Всё в жизни рожденного в Духе человека должно быть направлено на проживание истины Сыновства, ведь если задуматься, то в жизни каждого из нас ничего другого не происходит. Мы рождаемся, мужаем, и, принимая водительство отца, набираемся опыта проживания жизни. Мы уважаем его, любим и с какого-то момента сами проявляем зачатки отцовского отношения к реальности, предоставляя своё водительство, принимая любовь и уважение.

Именно служение, являясь выражением самого высокого божественного достоинства человека, приносит высшее удовлетворение.

Самоуважение всегда сочетается с любовью и служением своим собратьям. Степень уважения к себе прямо пропорциональна любви к ближнему: одно является мерой способности к другому.

Через господство или раболепие выразить своё достоинство невозможно, а через прислуживание получать удовлетворение – низко.  

По понятной причине мы сосредоточились на служении другому человеку, но это далеко не весь спектр нашего возможного служения. Предлагаю подумать на тему: служения реальности. Один из возможных вариантов такого служения, — привнесение в реальность чего-то уникального. Можем обсудить….

Бог служит своему творению, проявляя себя на всех уровнях мироздания. Он делает это с любовью, и все создания в этом творении, откликаясь на любовь Бога, служат друг-другу. Никто и ничем другим в мироздании не занимается.  

Служение — это единственный вид деятельности в мироздании, именно поэтому обретение опыта служения, является доминирующим смыслом проживаемой нами жизни.

Служение: новое служение, трудное служение, расширенное служение, увлекательное служение и, наконец, божественное и совершенное служение, – вот цель времени и назначение пространства (см. статью Предназначение человека).

«Когда вы делали что-то для одного из моих меньших братьев, вы делали это для меня». Иисус.         

«Сын Человеческий пришёл не для того, чтобы ему служили, но, чтобы служить и посвятить свою жизнь в качестве дара для всех». Иисус.         

Последние записи

Бог и смерть.

(ответы на вопросы к подкасту: «Смысл смерти») — почему одни