Библия. Что не так? Якоря Ветхого Завета.
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram

Библия. Что не так?

Самая Большая ошибка, допущенная Христианским священством в отношении Библейской традиции, заключалась в присвоении Библии статуса «святой» книги.

После этого жизнь вокруг этой книги прекратилась; теперь о ней нельзя говорить без придыхания, её нельзя анализировать, нельзя обсуждать очевидные нестыковки и даже не допускается критика неточностей редактирования и переводов.

Неприкасаемость Библии постепенно привела к тому, что желающих к ней прикасаться становится все меньше и меньше, и это, увы, факт…

Стараниями «защитников веры», Библия из прекрасного инструмента познания Божественности, превратилась в плохо согласованную подборку знаний о Божестве. 

И с этими «знаниями о Божестве» происходит откровенная беда.

Вот суть проблемы: иудейская теология рисует знак равенства между Ветхим и Новым заветом, объявляя Иисуса ещё одним еврейским пророком, Христианство же формально складывают обе части, объявляя истинной всё, что написано о Боге и в Ветхом и в Новом Завете, и именно эта позиция является наиболее разрушительной.

В результате такого не витиеватого обобщения мы с вами имеем очень странного Бога, который предстает перед нами одновременно в разных ипостасях: Он то гневливый Господин, сидящий на горе и кидающий камушки в провинившихся рабов, то справедливый Царь, вершащий правосудие, а то милосердный Отец, заливающий весь мир своей любовью.

Попытка сгладить очевидные противоречия в характере Бога предпринимались в христианской теологии начиная с самых ранних этапов развития этой религиозной традиции, именно этому занятию посвятил значительную часть своей жизни ап. Павел.

Подобные старания неизбежно приводили к необходимости соединять гневливого самодура, с горделивым правителем и милосердным отцом.

В попытке получить собирательный образ Бога, сторонники такого подхода вели и продолжают вести себя как та девица из Гоголевской «Женитьбы», которая в своих фантазиях губы одного кавалера приставляла к носу другого; естественно получается «не очень» и что с этим «не очень» делать, никто не знает.

Точнее не знают те, для кого вера в Бога по-прежнему остаётся неотъемлемой частью  самосознания и самовыражения, а вот все остальные знают и даже очень хорошо.

Такой противоречивый «бог», крайне удобен для различного рода манипуляций. Его без труда можно встроить в любую систему управления, для чего достаточно поворачивать его необходимой стороной, демонстрируя качества, способствующие решению той или иной задачи.

Нужно напугать Богом – есть такой Бог, нужно усмирить – и такой Бог в Библии есть; надо кого-то успокоить – вот вам цитатка, кому-то надо пригрозить – есть много цитаток, кого-то приласкать – поменьше цитаток, но тоже есть; ну да Бог им судья….

Так что же происходит в Библии на самом деле, о чем же нам повествует эта, несомненно, выдающаяся Книга?

А повествует она не о том, как выглядит Бог в своих различных проявлениях, а о том, как менялось представление о Боге у людей в разные исторические времена и у разных народов.

Библия не предлагает нам изучать галерею портретов Бога, глядя на которые мы должны делать выводы относительно Его характера и отношения к человеку, она дает нам очень яркие иллюстрации того, как менялось восприятие человеком Бога походу развития нашей цивилизации.

Если брать два Завета, то цепочка таких трансформаций человеческих представлений о Боге, в самом общем виде, выглядит так.

Изначально, Бог гневливый господин:

«Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому» Исх 15:7 .

«…и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами». Исх 22:24.

«Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его…» Чис 11:1

«…ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли». Втор 6:15.

«…Бог великий и страшный…» Втор 7:21

Далее, Бог — справедливый царь (судья):

«Бог — судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий. Пс.7:12

«Бог — святой, неподкупный Судья, Чьего правосудия никто не избежит». Еккл.12:14

«Скажите среди народов: «Господь правит!» Прочно мир утвержден и не поколеблется; Господь будет судить народы справедливо.Пс 95:10

«….Он будет судить вселенную справедливо и народы – по Своей истине». Пс 95:13

«Вот, Царь будет царствовать в праведности, и правители будут править справедливо».Ис 32:1

И в итоге, Бог — любящий (милосердный) Отец:

«Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище».Пс. 67:6.

«Не один ли у всех нас Отец?».Мал 2:10.

«…но Отец Мой, Сущий на небесах…»Мф 16:17

«Смотрите, какую любовь дал нам Отец». 1Ин 3:1.

«…Бог есть любовь»1Ин 4:16.

«…и любовь Бога Отца»2Кор 13:13

Именно о таком последовательном изменение представления  человека о Боге и идет речь в Библейской традиции.

Представления о нравах человекоподобных богов являются точным отражением морали тех людей, которые эти представления для себя открывали, они достоверно передают верования и традиции наших уже давно ушедших предков.

Подобный подход не разрушает, а наоборот делает очевидным сущностное единство Библии, и демонстрирует  преемственность, то есть внутреннюю связь Нового и Ветхого Завета, а это важно!

Вот пример: концепция Бога — Отца не является «авторской» концепцией Иисуса, и появилась уже у поздних пророков, читаем у Исайи:

«…Только Ты – Отец наш» Ис 63:16;

«…Но ныне, Господи, Ты – Отец наш». Ис 64:8.

Другое дело, что у евреев Бог был Отцом только народа Израиля, читаем у Иеремии:

«…ибо Я – отец Израилю»Иер. 31:9,

— а у Иисуса Он стал Всеобщим Отцом, но факт преемственности налицо.

Новый Завет является естественным продолжением Ветхого завета, его итогом, логическим завершением, Ветхий Завет разрешается Новым Заветом, он разрешается Иисусом.       

Представление о Боге, как о милосердном Отце является высшим представлением человека о Боге.

Бог всегда был Отцом человека, но человек не всегда воспринимал его как своего Отца.

В отношении к нашему Небесному родителю происходили те же перемены, которые происходят с нами и в отношениях к нашим земным родителям; они для нас меняются – потому, что мы взрослеем.

Мы, вселенские дети, и в процессе своего духовного взросления, сначала видим в Боге грозную силу и наказание, потом начинаем замечать мудрость и справедливость, но нам потребовались тысячи лет для того, чтобы мы смогли увидеть в нём Того, кем Он для нас всегда являлся, — нашим духовным Отцом.

Какая польза нам от целой череды духовно просвещённых поколений, если мы продолжаем видеть Бога таким, каким его видели семитские бедуины, Моисей и пророки?  

Мы должны оставить за спиной Бога — Господина в окружении своих преданных рабов, для нас больше нет Бога — Царя с бесчисленной свитой слуг, но есть Бог — Отец в кругу своих сыновей и дочерей.

Именно в такой семейный характер отношений человека и Бога посвятил нас Иисус, проживая свою человеческую жизнь. Именно такого Бога раскрывал он нам всей своей жизнью.

Бога, который не играет в Отца, и не проявляет себя как отец, но является Отцом всего сущего.

Бога, который не держит в неведении своих детей относительно их места в своём любящем сердце и их положения в Небесной семье.

Отца, у которого нет «первых» и «последних»; любовь которого, — нелицеприятна, который любит всех, а не только «правильно» верующих в него; любовь которого к своей семье, как к единому целому, основывается на проникновенном чувстве к каждому члену этой семьи.

Его любви присуще бескорыстие; Он любит нас не за «что-то», не за жертву и ни за молитву, а за то, что мы Его дети, и, как любой любящий отец, Он не отказывается от своего ребенка, даже если тот его знать не хочет.

Отец не отворачивается, когда им пренебрегают; проступки детей не отвращают любовь Бога; скорее, мы, его дети, наделённые способностью свободно выбирать, сами определяем степень божественного участия и выставляем для него ограничения присутствия в наших собственных сердцах и душах.

Бог не принимает решение прощать или не прощать человека, Он уже принял свое решение на всю оставшуюся вечность – любить: «Бог есть любовь», — «Господь, приняв решенье, его не изменит никогда». Пс 7:13.

Якоря Ветхого Завета.

В традиции Нового Завета присутствует целый ряд «якорей», которые, создавая иллюзию преемственности, не только разворачивают нас к старой традиции, но и погружают нас в мир Ветхого Завета, и мы без труда узнаем времена гневливых Богов, деспотичных правителей, времена массового истребления людей и наказания за чужие грехи.

Основных «якоря», на мой взгляд, три:

Ад (как место) — первый якорь.

Концепция ада основана на примитивной мести не очень развитого человека, переживающего за то, что всякого рода негодяи не несут прижизненного наказания за свои грехи, и поэтому обязательно должны помучаться после смерти. Больше в этой концепции ничего нет…

Но есть много чего вокруг неё. Из предположения о том, что за грех во времени мы получаем  наказание в вечности (муки как известно вечные), можно сделать два вывода: — первый,  событие во времени может обуславливать наше пребывание в вечности, то есть вечность неким образом откликается на время, что уже само по себе является абсурдом, и — второй, Бог наш – конченный садист, потому, что только садист способен за проступок (грех), который длится определенное время, обрекать нас на вечное воздаяние.

Ада как как места нет, ещё и потому, что там Бога нет; утверждать, что в мироздании создана специальная локация, где не действуют законы Божественного милосердия и любви, значит ставить под сомнение вездесущность и повсеместность Бога:

«Ты, Господи, всеведущ и вездесущ» Пс.138:7.

Второй якорь, так называемый, первородный грех.

Мало кто помнит с чего началась эта эпопея с первородным грехом.

У диких народов панический ужас вызывала естественная смерть человека. Когда несчастного разрывал дикий зверь или в драке ему пробивали голову, было всё ясно и понятно, но почему человек ещё живой днём, вечером ложился и умирал – примитивный человек понять был не в состоянии. 

Всё объясняла версия изначального изъяна, то есть, если предположить, что каждый из нас от рождения несет в себе некую испорченность, то естественная смерть становится лишь реализацией во времени этой самой испорченности. В процессе духовной эволюции, это объяснение и оформилось концептуально как «первородный грех».

Первородный грех кочевал по многим религиям, но до Нового времени он утвердилась в основном в митраизме, так же присутствовала и у иудеев.

Идея наследуемого греха оказалась удивительно живучей, о причинах ниже, хотя уже в Ветхом завете пророк Иезекиль задается вопросом:

«…зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Иез. 18.1-2.

И сам же пророк отвечает в той же главе:

«…сын не понесет вины отца…». Иез. 18.20.

То есть история с наследуемым грехом была похоронена уже у поздних еврейских пророков.

Живучесть концепции посмертного воздаяния и первородного греха объясняется удивительно просто: человеком, напуганного адом и пристыженного грехом — проще управлять.

Но как же, при этом, надо не любить самого человека, чтоб унижать его страхом и приписать ему изначальную склонность к чему-то недостойному?!

Конечно, человек не совершенен, это очевидно, но версия о изначальной греховности ставит его в положение навечно провинившегося раба; ещё ничего не сделал, только родился, а уже виноват.

Божественный наказ Иисуса:

«Будьте совершенны, как совершенен Отец…» Мф. 5.48. — никак не напоминает призыв «… будьте не греховны».

Третий и самый чудовищный якорь, — искупительная жертва.

И здесь самое время вспомнить начало статьи, потому что искупительная жертва, в том числе, и должна была решить вопрос сопряжения двух Заветов.      

С помощью этого теологического трюка решалась проблема согласования Бога – строгого Царя, с Богом – милосердным Отцом.

Именно искупительная жертва должна была обеспечить переход Бога из одного качества — «судья», в другое качество – «отец», то есть   обеспечить перемену в отношении Бога к человеку. 

Был «карающий демиург», а стал «милосердный Отец», а почему? — была принесена жертва, другими словами, предполагалось жертвой склонить Бога к определенному варианту поведения; жертва должна быть внешним стимулом (взяткой), для корректировки Божественного намерения.

Что мы делаем, когда пытаемся реализовать идею жертвенного искупления? Мы пытаемся изменить волю Бога, предлагая Ему принять кровавое подношение, — хочется верить, что это безумие когда-нибудь закончится…

Почему мы считаем ад, первородный грех и жертвенное искупление якорями Ветхого Завета, а не относим эту догматику к общехристианской традиции?

Делаем мы это по одной причине: у Иисуса ни по поводу ада (как места), ни по поводу первородного греха вы не найдете ни слова, а его отношение к ритуалам с различными жертвами известно очень хорошо. Достаточно вспомнить тот факт, что Иисус ввел в своем ближайшем окружении бескровное празднование Пасхи: никого жертвенного ягненка, только вино, хлеб и горькие травы.

Ну и конечно благая весть о спасении через веру, а не через жертву рефреном проходит через всё учение Христа.

Что касается ада, то у апостола есть красочные описания субъективных страданий грешников, но без какой-либо привязки к месту (Мф 8.12), а идея греха, который передается по наследству нигде, и ни в каком виде не фигурирует у Иисуса.

В этом направлении можно продолжить изыскания. Так полным провалом закончатся любые попытки найти у Спасителя что-то по поводу «страшного суда».  

Вам могут предлагать высказывания про незавидную судьбу грешников прошедших через суд, но сам суд у Иисуса всегда либо «…праведный…», либо «…Божий…», либо просто суд, но никогда не «страшный».

Более полное отношение Иисуса к суду выражено им вполне определенно:

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5.24).

Так же, вы ничего не найдете у Иисуса и по поводу борьбыдобра со злом. Напротив:

«А Я говорю вам: не противься злому. …».   (Мф. 5:39)

Покрывать добром — зло, это Иисус; растворять добром — зло, или, идти сквозь зло к добру, это тоже Иисус, а противостоять злу, бороться со злом, — это не Иисус.

Так откуда взялись эти якоря? Откуда появились в Христианстве эти «дополнения»?

Автор этих привнесений хорошо известен, это Савл Тарсянин (ап. Павел).

Решая задачи популяризации Христианства, Савл всегда реализовывал следующий подход:

«мы берем у вас, то, что вам знакомо и то, что для вас важно, делаем это частью своей догматики, и взамен вы принимаете всё наше учение целиком».

Подобное адаптивные привнесения должны были сделать более привлекательным новое вероучение для евреев и иноверцев, но задача, до конца, так и не была решена, а с последствиями её решения мы сталкиваемся до сих пор.

Савл был родом из Тарса, и всю свою жизнь он прожил в Тарсе, а Тарс был митраистским городом, куда вместе с культами попали и многие идеи Заратустры, такие, например, как первородный грех или противостояние добра и зла. Намерения Савла были самые благие….

Не будет никаким преувеличение сказать, что единственным автором того учения, которое мы сегодня называем Христианством, является ап. Павел, и к Иисусу это учение, практически, никакого отношения не имеет.

Убираем из Христианства ад, первородный грех, искупительную жертву, страшный суд и борьбу добра со злом, — что останется от Христианства, — ничего!

А когда от Христианства не останется ничего, то нам останется Иисус! Бог, и сын живого Бога, с его Евангелие: «Все мы дети одного Отца, поэтому все мы братья».

«…да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5.45)

«Возлюбленные! мы теперь дети Божии; …». (1Ин.3.2)

Мир Иисуса, — это мир Сына, полностью уверенного в том, что его путь во времени и вечности всецело и надёжно опекается, и оберегается духовным Отцом, преисполненным мудрости, любви и могущества.

Идея Иисуса: небесная семья, — дружба создания с Создателем.

«…кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».  (Мф. 12.50)

«Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам». (Ин.15.14)

В основе религии Иисуса лежит его жизнь, прожитая на наших глазах, а его жизнь — это усилие, борьба, конфликт, вера, решимость, любовь, преданность и развитие; официальное Христианство совсем или почти совсем не требует таких напряжений от своих формальных верующих.

Религия Иисуса, это религия личного спасения, — толпой к Богу не ходят.      

Когда в результате распространения религии Иисуса произошла её социализация, и появилась Христианская церковь, то это можно было бы отнести к вполне закономерным процессам. Но появление церкви, не должно было разделить единую паству единого Бога, а именно это и произошло.

Христианство построило вокруг себя крепкий забор, поделив цивилизацию на тех, кто внутри этого забора и тех, кто за ним: «…по плодам их узна́ете их». (Мф. 7.20).

Но как не стараются всякого рода конфессии, этот земной забор до неба не достает.

И продолжает жить и звучать Евангелие Иисуса.  «Все мы дети одного Отца, поэтому все мы братья».

Последние записи

Разум

Для продуктивного начала разговора необходимо сразу дать определение разума, так