Как проповедовал Иисус. 
       (некоторые черты характера и особенности общения с людьми) 
 

      «Иисус получил нравственное воспитание и духовную культуру главным образом в своем собственном доме. Он приобрел значительную часть своего интеллектуального и теологического образования от хазана. Однако свое истинное образование, – подготовку разума и сердца к действительным испытаниям через преодоление различных жизненных трудностей, – он получил в общении с людьми. Именно это общение с собратьями, – молодыми и пожилыми, иудеями и язычниками, – дало ему возможность узнать человеческую расу. Иисус получил прекрасное образование, и потому он глубоко понимал людей и искренне их любил».

—  «Порой острые вопросы Иисуса несколько смущали образованных учителей еврейского закона, но его учтивость была столь искренней, а его жажда знаний столь явной, что большинство храмовых учителей отнеслись к нему со всем уважением.

Он почти не комментировал замечания старших, излагая свое учение в форме вопросов. Искусно и тонко формулируя свои вопросы, он одновременно и спорил с их учением, и предлагал свое. В том, как он их задавал, было привлекающее сочетание мудрости и юмора, подкупавшее даже тех, кто в большей или меньшей степени возмущался его молодостью. Задавая свои острые вопросы, он всегда был предельно вежливым и тактичным».

—   «В тот знаменательный день в храме он проявил то же отвращение к неоправданному использованию своего преимущества перед оппонентами, которое отличало всё его последующее общественное служение. В юношеском, а позднее в зрелом возрасте он казался начисто лишенным всякого эгоистического желания выиграть спор только для того, чтобы испытать триумф своей логики над логикой собратьев, ибо превыше всего для него было только одно: провозглашение вечной истины и, таким образом, осуществление более полного раскрытия вечного Бога.

—   Он всегда был готов учиться даже у самого скромного из малых детей, однако его полномочия проповедника истины никогда не исходили от людей».

—  «Он умел мастерски согласовывать преданность своему долгу с одной стороны и необходимость исполнять свои обязательства перед семьей и общественным служением – с другой».

—  «Иисус ни за что не хотел принимать объяснений богослужения и религиозной преданности, подразумевавших веру в гнев Божий или ярость Всемогущего».

—  «С годами этот молодой Назаретский плотник всё чаще оценивал каждый общественный институт и каждый религиозный обычай одним и тем же мерилом: какую пользу они приносят человеческой душе? Приближают ли они Бога к человеку? Приближают ли они человека к Богу? Хотя этот юноша не отвергал полностью таких сторон жизни, как развлечение и общение, всё большую часть своего времени и энергии он уделял только двум целям: заботе о семье и подготовке к исполнению воли своего небесного Отца на земле».

—   «Иисус обладал безупречной способностью видеть истину, а истину он принимал без колебаний, каким бы ни был ее источник».

— «Иисус обладал способностью эффективно направлять все силы своего разума, души и тела на решение непосредственной задачи. Он умел сосредоточивать свой глубокий разум на той единственной проблеме, которую он стремился решить, и это, в сочетании с его неистощимым терпением, позволяло ему невозмутимо переносить тяготы трудного смертного существования – жить так, как если бы он «видел Невидимого».

—  «Однако постепенно Иисус учился оставлять некоторые свои мысли при себе, не посвящать мир, даже собственную мать, в каждую свою идею. Начиная с этого года, Иисус всё меньше раскрывал то, что происходило в его разуме; то есть он говорил всё меньше о том, что было недоступно обычному человеку и из-за чего он мог бы показаться странным или непохожим на других».

—  «К началу этого года Иисус снискал от матери полное признание своих методов воспитания детей – позитивного предписания творить добро вместо более традиционного еврейского метода, который выражался в запрещении творить зло. В своей семье, равно как и на протяжении всей своей общественной деятельности учителя, Иисус всегда пользовался позитивной формой наставления. Всегда и везде он говорил: «Делайте так» или: «Вам следовало бы сделать так». Он никогда не пользовался негативным методом обучения, восходящим к древним табу. Иисус старался не акцентировать внимания на зле, запрещая его; вместо этого он возвышал добро, повелевая его творить.  

        Он хорошо научился нести бремя ответственности, не падать духом при разочарованиях, стойко держаться, когда его планы расстраиваются, а замыслы временно срываются. Он научился быть честным и справедливым даже перед лицом несправедливости. Он учится адаптировать свои идеалы духовной жизни к практическим требованиям земного бытия.

Он учится планировать достижение более высокой и отдаленной идеалистической цели – и одновременно он упорно трудится для достижения ближайшей и непосредственной цели, определяемой необходимостью. Он планомерно осваивает искусство приспособления своих устремлений к обыкновенным потребностям человеческой жизни. Он почти уже в совершенстве овладел методом использования энергии духовного побуждения для приведения в действие механизма материального достижения. Он постепенно учится жить небесной жизнью, продолжая свое земное существование. Он все больше зависит от высшего руководства своего Отца и одновременно берет на себя отеческую роль наставника детей своей земной семьи. Он накапливает все больше опыта в искусстве вырывать победу, находясь на грани поражения; он учится превращать трудности времени в триумфы вечности».

— «Его друзьям было трудно понять размах его интеллектуальной деятельности – каким образом ему удавалось столь внезапно и полностью переключаться с глубоких обсуждений политики, философии или религии на беспечную и веселую шаловливость этих малышей, которым было от пяти до десяти лет».

— «В личности Иисуса было нечто благодатное и воодушевляющее, что неизменно притягивало к нему молодых людей. В его обществе они всегда чувствовали себя легко и непринужденно. Возможно, главный секрет его успеха в общении с ними заключался в том, что он постоянно интересовался их делами и вместе с тем редко давал им советы, если только они сами об этом не просили».

— «Иисус давал различные прогрессивные наставления – прогрессивные ровно настолько, насколько они были доступны пониманию слушателей.   Он вполне непринужденно беседовал с ними, выражая свои идеи и идеалы в отношении политики, социологии, науки и философии; властная категоричность появлялась в его тоне только тогда, когда речь заходила о религии – отношении человека к Богу».

— «…метод его обучения заключался в следующем: он никогда не критиковал их заблуждений и ни единым намёком не касался слабых мест в их учениях. В каждом случае он выделял истину, которой они учили, и начинал таким образом высвечивать и озарять эту истину в их разумах, что вскоре эта усовершенствованная истина успешно вытесняла сопутствующее заблуждение; так эти обученные Иисусом мужчины и женщины были подготовлены к последующему осознанию дополнительных и схожих истин, содержавшихся в учениях ранних миссионеров христианства. Именно это быстрое принятие учений евангелических проповедников дало мощный импульс быстрому распространению христианства в Риме и отсюда – по всей империи».

— «Основная мысль его проповеди оставалась неизменной: факт любви небесного Отца и истина его милосердия, а также благая весть о том, что человек является вероисповедным сыном того же самого Бога любви. Обычно Иисус общался с людьми, вовлекая их в разговор вопросами. Беседа обыкновенно начиналась с вопросов, которые задавал он, а заканчивалась вопросами собеседников. Он одинаково мастерски учил как задавая, так и отвечая на вопросы. Как правило, он давал больше всего тем, с кем говорил меньше всего».

«…жить небесной жизнью на земле, каждодневно подчиняясь воле небесного Отца».

— «Наибольшую пользу из его личного служения извлекали обременённые, озабоченные и подавленные смертные, которые испытывали большое облегчение, изливая свою душу сочувствующему и понимающему слушателю, – а он обладал всеми этими и многими другими качествами. И когда эти неустроенные люди рассказывали Иисусу о своих бедах, он всегда мог предложить им практические и конкретные советы, направленные на решение действительных проблем, не забывая произносить и слова утешения, которые сразу успокаивали. И он всегда говорил этим бедствующим смертным о любви Бога и – различными способами – сообщал им о том, что они являются детьми любящего их небесного Отца».

— «Учитель обнаруживал огромную мудрость и проявлял совершенную справедливость во всех отношениях со своими апостолами и со всеми учениками. Иисус был воистину учителем людей; он оказывал на своих собратьев огромное влияние благодаря сочетанию обаяния и силы в своей личности. Его суровая, кочевая и бездомная жизнь оказывала неуловимо доминирующее воздействие. Его властная манера обучения, ясная логика, сила аргументации, прозорливая интуиция, живость ума, несравненная выдержка и возвышенная терпимость были привлекательны для разума и притягательны для духа. Он был простым, мужественным, искренним и бесстрашным. При всём физическом и интеллектуальном воздействии, которое ощущалось в присутствии Учителя, в нём также были все те черты духовного очарования, которые стали ассоциироваться с его личностью – терпение, отзывчивость, кротость, мягкость и смирение».

— «Иисус учил обращаться к чувствам как методу привлечения и сосредоточения внимания интеллекта. Он называл такой пробуждённый и оживлённый разум вратами души: здесь пребывает духовная сущность человека, и для того, чтобы принести надёжный результат – подлинное преобразование характера – эта духовная сущность должна распознать истину и ответить на духовный призыв евангелия». 

— «Во всех своих учениях Иисус избегал отвлекающих деталей. Ему был чужд цветистый язык; он никогда не прибегал к чисто поэтической образности, основанной на игре слов. Как правило, он выражал сложные идеи простыми словами. Приводя примеры, Иисус изменял общепринятые смыслы многих слов – таких как соль, закваска, рыбная ловля и малые дети. Он чрезвычайно эффективно использовал антитезы, сравнивая минуту с вечностью и так далее. Его образы поражали – как, например, «слепой ведущий слепого». Но величайшая сила этого наглядного учения заключается в его естественности. Иисус опустил философию религии с небес на землю. Он описывал насущные потребности души с новым проникновением и новым посвящением любви». 

— «Иисус в совершенстве владел положением; он обладал неограниченным могуществом, которое мог использовать в помощь своей миссии, но он полностью удовлетворялся средствами и личностями, которые в представлении большинства людей выглядели бы неадекватными и незначительными. Он осуществлял миссию, в которой таились колоссальные возможности для внешней эффектности, но он настаивал на служении делу своего Отца совершенно неприметным и неэффектным образом; он упорно избегал любой демонстрации могущества. Вот и теперь он собирался неприметно трудиться, по крайней мере, в течение нескольких месяцев, со своими двенадцатью апостолами в окрестностях Галилейского моря».  

— «С самого начала ученики увидели, что Учитель с огромным уважением и сочувствием относится к каждому человеку, с которым он встречался, и это одинаковое и неизменное участие, которое он с таким постоянством проявлял к самым разным мужчинам, женщинам и детям, производило на них громадное впечатление. Рассуждая на важную тему, он мог остановиться на полуслове, чтобы выйти на дорогу и сказать несколько сердечных слов проходящей мимо женщине, обременённой тяготами тела и души. Он мог прервать серьёзное обсуждение со своими апостолами, чтобы поиграть с подбежавшим ребёнком. Ничто и никогда не было для Иисуса более важным, чем отдельный человек, который оказывался рядом с ним. Он был владыкой и учителем, но он был больше того – он являлся также другом и близким, отзывчивым товарищем».      

— «Хотя публичные учения Иисуса состояли в основном из притч и коротких бесед, он всегда учил своих апостолов с помощью вопросов и ответов. Он обязательно находил время для ответов на искренние вопросы во время своих последующих публичных выступлений».  

— «Иисус заявлял, что пришёл для того, чтобы быть учителем – учителем, посланным с небес для раскрытия духовной истины материальному разуму. Именно таким он и был – учителем, а не проповедником. С человеческой точки зрения, Пётр являлся значительно более действенным проповедником, чем Иисус. Проповедь Иисуса была столь результативной, прежде всего благодаря его уникальной личности, а не его неотразимому красноречию или эмоциональности. Иисус обращался непосредственно к душам людей. Он был учителем человеческого духа, но действовал через разум. Он жил с людьми». 

— «Постепенно апостолы начали отмечать неподдельное дружелюбие Иисуса. Несмотря на свою открытость, Учитель всегда жил независимо от всех людей и как бы над ними. Он никогда, ни на мгновение, не был подвластен какому-либо чисто смертному влиянию или переменчивым человеческим суждениям. Он не обращал внимания на общественное мнение и оставался безучастным к похвале. Он редко тратил время на то, чтобы исправить недоразумение или возмутиться неправильным толкованием. Он никогда ни у одного человека не спрашивал совета; он никогда не просил за себя молиться.

…Учитель редко казался удивлённым. Он никогда не бывал взволнован, раздосадован или смущён. Он никогда не извинялся ни перед одним человеком. Временами он был опечален, но никогда не приходил в уныние». 

— «….Иисус – несмотря на все его божественные дарования – в конечном счёте, был человеком. Иисус жил как человек среди людей; он понимал и любил людей и знал, как ими руководить. В своей личной жизни он был истинным человеком – и вместе с тем, человеком истинно безупречным. И он всегда был бескорыстным».

— «Проявляй интерес к твоим собратьям; учись любить их и не упускай возможности сделать для них нечто такое, чего они наверняка желают».

— «Чем полнее мы посвящаем себя своим собратьям, тем больше мы начинаем их любить».

— «Будьте терпеливы. Будьте благоразумны в своих советах и подавайте пример собственной жизнью, дабы ваш брат мог сначала познать лучший путь, а затем был бы вынужден следовать за вами по этому пути».

— «Давай молоко истины тому, кто в духовном восприятии остаётся младенцем. В живом и исполненном любви служении предлагай духовную пищу в привлекательном виде, рассчитанном на способности восприятия каждого из просящих».

— «Гордость неодухотворенной учёности коварна в человеческом опыте. Истинный учитель сохраняет свою интеллектуальную честность, только всегда оставаясь учеником».

 

(продолжение в работе)